Стой, падла! Все равно убью!
Вслед за рыком прогремел выстрел. Потом еще один. И еще...
- Что вы делаете, суки!.. - раздался истошный крик жертвы. - Что вы делае...
Через несколько секунд все стихло.
Так 11 февраля 1995 г. оборвалась жизнь некогда известного киноактера Сергея Шевкуненко. Впрочем, творческая карьера его закончилась внезапно. В уголовной среде он стал известным преступным авторитетом под кличкой Шеф.
"СЕРЕЖКА С МАЛОЙ БРОННОЙ"...
СЕРГЕЙ ШЕВКУНЕНКО родился 20 ноября 1959 г. Его отец, Юрий Александрович, был директором 2-го творческого объединения киностудии "Мосфильм". Здесь же работала и Полина Васильевна, мама Сергея.
Достался сын супругам тяжело. Юрий Александрович страстно мечтал о наследнике. И Полина Васильевна решилась на женский подвиг, на 41-м году жизни подарив мужу долгожданного сына.
Радость отца была безмерной. В честь своего малыша Юрий Александрович написал пьесу "Сережка с Малой Бронной", которая на протяжении двух десятков лет занимала достойное место в репертуаре многих театров. Именно к этой пьесе была написана известная песня про "Сережку с Малой Бронной и Витьку с Моховой", которую блестяще исполнил Марк Бернес.
В 1963 г. Юрий Александрович скончался от рака. На руках Полины Васильевны остались дочь и 4-летний сын.
После потери кормильца семья начала сильно нуждаться. Выручил режиссер Эльдар Рязанов, который помог вдове вернуться на родную киностудию. И "Мосфильм" стал вторым домом для ее смышленого сына.
К своим четырем годам Сергей уже умел читать. В восьмилетнем возрасте проштудировал доступную не каждому взрослому "Сагу о Форсайтах".
Но не только книги повлияли на формирование характера мальчика. В их доме часто собиралась творческая интеллигенция. От Сергея не таились. Из кухонных посиделок он много узнал о царящем в стране режиме. Но некоторые
вещи пока были недоступны для его понимания.
Прозрение наступило скоро. В 1972 г. из страны эмигрировала сестра Сергея Ольга. "Кухонные страдальцы" тут же единодушно заклеймили Полину Васильевну, воспитавшую "недостойную дочь". Наверное, с этого момента и начался перелом в характере С. Шевкуненко.
ЮНАЯ ЗВЕЗДА КИНЕМАТОГРАФА
В 1973 г. на телевидении было принято решение о съемках трехсерийного фильма "Кортик" по одноименной повести Анатолия Рыбакова. Попал на пробы и С. Шевкуненко. И был лично самим А. Рыбаковым утвержден на главную роль Миши Полякова.
Сыграл тринадцатилетний Сергей, по утверждению специалистов, отменно. Идейный, правильный пионер Миша запомнился зрителям. Сериал решили продолжить. И в 1975 г. на экраны вышли три серии фильма "Бронзовая птица".
Талант юного артиста оценили многие режиссеры. Сергею посыпались предложения. На одном дыхании он снялся в фильмах "Пропавшая экспедиция" и "Золотая речка". Впереди маячило заманчивое будущее. Но...
СОБАКА И ПОРТВЕЙН
ВСЕ рухнуло в одно мгновение. 28 марта 1976 г., распив с другом бутылку портвейна, С. Шевкуненко возвращался домой. Увидел гражданина, выгуливавшего овчарку. У Сергея с собаками были особые отношения. Он мог спокойно подойти к любому незнакомому псу и потрепать его по морде. Почему-то представители даже самых свирепых пород его не кусали. Традиционно все произошло и на этот раз. Хозяину сие не понравилось, и последовала команда "фас". Разогретый парами "портвешка" разобиженный Сергей дал сдачи. Не собаке. Хозяину.
Гагаринский суд столицы квалифицировал действия С. Шевкуненко по статье 206 часть II и за "хулиганство с особой дерзостью и жестокостью" приговорил юного артиста к одному году лишения свободы.
Первый свой срок С. Шевкуненко отсидел полностью (как и все последующие). Получив в лагере среднее образование, на свободе устроился работать осветителем на родной "Мосфильм". Здесь и совершил
в 1978 г. второе, не менее глупое, преступление. Плата за экспроприацию из мосфильмовского буфета обычной закуски, которой не хватило подвыпившей компании, - 4 года заключения.
В те времена две судимости - приговор на всю оставшуюся жизнь.
ПО КЛИЧКЕ ШЕФ
НА СВОБОДЕ С. Шевкуненко, ставший к тому времени Шефом, погулял всего несколько месяцев. В 1982 г. его арестовали за кражу и хранение наркотиков. И хотя кражу доказать так и не удалось (весь суд основывался на показаниях одного человека), по совокупности двух статей Шеф получил 4,5 года. Это было самое тяжелое и мучительное заключение. На зоне С. Шевкуненко заболел туберкулезом в открытой форме. В отчаянии Полина Васильевна пишет письмо Раисе Горбачевой с просьбой походатайствовать о досрочном освобождении Сергея. Ответа так и не дождалась. Более того, в лагере С. Шевкуненко получил "довесок". Как рассказали бывшие заключенные, за несколько месяцев до окончания срока оперативник предъявил Шефу ультиматум: либо работаешь на администрацию лагеря, либо набавляем срок за что-нибудь и со своим туберкулезом здесь сдохнешь. С. Шевкуненко отказался и получил 1,5 года за неподчинение лагерному начальству и неоднократные нарушения режима.
Освободился Шеф инвалидом II группы. В Москве не прописывали. Пришлось жить в Смоленске. Вернее, выживать: больше года С. Шевкуненко фактически не вылезал из больницы, стараясь вырваться из туберкулезного капкана.
В 1989 г. С. Шевкуненко женился. Но семейная жизнь длилась недолго. В этом же году он снова сел. 2 декабря в дом к Шефу нагрянули с обыском, в ходе которого был изъят пистолет. Как рассказала Елена, супруга
С. Шевкуненко: "Днем пришел человек и передал пакет для Сергея. Я и взяла. Муж пришел домой, а через десять минут нагрянули с обыском. А в пакете - пистолет".
Приговор суда - 1 год. Отпечатков пальцев Шевкуненко на оружии не обнаружили.
С молодой женой пожить так и не удалось. Отсидев за "незаконное хранение оружия", С. Шевкуненко через 49 дней вновь был арестован. Знакомый попросил определить подлинность икон, которые собирался купить. Во время искусствоведческой экспертизы его взяли. Иконы оказались ворованными. Самого похитителя, обчистившего церковь, так и не нашли. Что же касается Шевкуненко, то суд несколько раз отправлял его дело на доследование. В конце концов дали минимальный для данной статьи срок - 3 года.
Как сказал один из оперативников, люди, подобные Шевкуненко, мешают всем - и своим, и правоохранительным органам. Кличка Шеф очень точно отражала характер Шевкуненко. Он был настоящим лидером,
потрясающим организатором, человеком с очень сильным характером. Несмотря на шесть судимостей, он абсолютно не был похож на зека в традиционном понимании. Не делал пальцы веером, не носил золотых цепей на красном пиджаке. Зато заметно выделялся своей образованностью и умом, причем не только среди уголовников.
"От такого человека можно было ожидать чего угодно. Вполне возможно, что органы наносили упреждающие удары, выводя его из игры".
СМЕРТЬ ПАХАНА
ВЫЙДЯ на волю, Шевкуненко занялся бизнесом. Экономический хаос и беспредел открыли заманчивые перспективы не только перед "белыми воротничками", но и перед братвой. В короткий срок Шеф сколотил бригаду, которая стала контролировать ряд точек в районе Мосфильмовской улицы.
Но там, где пахнет большими деньгами, непременно время от времени происходят разборки даже среди друзей.
11 февраля 1995 г. примерно в 23.30 Шеф подъехал к своему дому ь 3 на улице
Пудовкина. Отпустил охрану. И шагнул в дверной проем навстречу гибели.
...Первая пуля попала Шевкуненко в живот. Вторая - в закрывшиеся двери лифта. По рассказам соседей, они услышали крик: "Стой, падла! Все равно убью!" Шеф мог спастись, если бы не роковая ошибка.
Заскочив в квартиру, Шевкуненко, вероятно от болевого шока, забыл вынуть ключи. Убийца начал открывать замок оставленными ключами. На шум выбежала из спальни 76летняя Полина Васильевна. Она сразу поняла, что происходит, и попыталась помешать преступнику войти в квартиру. Но силы были неравны.
Убийце удалось приоткрыть дверь, и он дважды выстрелил. Пули попали Полине Васильевне в голову. Смерть наступила мгновенно.
Увидев смерть матери, Шевкуненко закричал на весь дом: "Что вы делаете, суки! Что вы делаете..." Но помощи ждать было неоткуда.
Шефа добили тремя выстрелами в голову. Так закончилась жизнь человека, когда-то подававшего большие артистические надежды.