СВЕТ в зале Большого театра потух. Уже в полной темноте зрители приготовились увидеть знаменитых танцовщиков Мориса Бежара. И тут злобно зазвонил радиотелефон, затем второй, третий... Так началась мировая премьера "Метаморфоз" всемирно известного французского хореографа. Он мечтал сделать ее именно в Москве, именно на сцене Большого. И Москва постаралась, чтобы премьера стала грандиозной во всем. Цены билетов на первые ряды переплюнули цены ведущих
оперных театров мира, достигнув 500 долл. Для сравнения, 1 - 2й ряд парижской "Грандопера" стоит около 120 долл. В миланском "Ла Скала" - до 200 долл. Очумели и российские спекулянты. Если их лондонские собратья накидывают на билеты 2025%, то наши хищники, скупившие почти все билеты, драли в 2 - 3 раза!
СТРЯХНУЛИ ПЫЛЬ ВЕКОВ
НО ЭТО за стенами. То, что происходило внутри зала, можно без стеснения назвать революцией в Большом. И для зрителей, и для хореографов.
Совершенно непривычная для нашего консервативного сознания постановка покоробила чувства многих балетоманов. Они впали в шок от танца умирающего лебедя на музыку Сен-Санса. К рукам балерины были привязаны консервные банки. Символ: лебедь умирает не от стрелы, а от грязной воды, полной нефти. Отсутствовали классические
балетные дуэты, танцовщики подобраны не по росту, а, видимо, по таланту - высокий негр танцевал с мелким вьетнамцем. Можно говорить и о потрясающей балетной выучке. Солисты передвигались по сцене, словно хорошо смазанные умные машины. Так что спасибо главному балетмейстеру Большого Владимиру Васильеву, что не испугался потревожить пыль веков. Пора. Жалко одного - пораньше бы! Не испугалась потревожить тени членов Политбюро ЦК КПСС и дирекция Большого
Кремлевского дворца. Там, где ходил Л. Брежнев, свирепствовала музыка Queen и голос гениального гомосексуалиста Меркьюри, умершего от СПИДа. Триумф и трагедию его жизни передавали превосходные танцовщики Бежара, одетые в костюмы еще одного погибшего гомосексуалиста Версаче.
На кремлевской сцене изящным языком танца зрителям рассказывали о том, что хоть все мы и живем вместе, но умираем в одиночку. Вместе с тем нам прочистили глаза и уши, открыли наш
нынешний мир, выраженный языком современного балета. Бежар поставил спектакль на грани фола. Чуть в сторону - пошлость, в другую - скука. Но все жанры хороши, кроме скучного.
ВМЕСТО КАЗИНО - НА БАЛЕТ
О ТОМ, что событие произошло действительно грандиозное, можно понять и потому, что вся политическая и финансовая элита России почла за честь побывать на спектаклях. Обладатели самых дорогих билетов в партере (там, по Райкину, сидели раньше "завсклад" и "директормагазин") до начала спектакля непременно целовались друг с другом и обсуждали дела, стоя между рядами. Их жены, увешанные килограммами бриллиантов и золота, непринужденно трепались друг с
другом, ничуть не смущаясь чужих ушей.
Получил удовольствие и орган обоняния - нос. Такого благоухания тонких и непонятных ароматов не пришлось чувствовать в парфюмерных отделах ни лондонского "Селфриджа", ни парижского "Лафайета". Были и полчища дорогих иностранных автомобилей вокруг театра. Они запрудили ближайшие улицы, отчего многим зрителям добраться в срок до театра не удалось.
Растет, понимаешь, благосостояние народа! И ничего, что места по
200 - 300 - 500 долл. оказались занятыми: не опаздывайте!
За "кордоном" не так. Когда в позапрошлом году знаменитый танцовщик Михаил Барышников давал концерт в лондонском Колизеуме, посмотреть на него съезжались со всего мира. Но никакого дешевого понта во время спектакля не было. А люди собрались - ого-го! Достаточно назвать лишь кинозвезду Голливуда Дастина Хоффмана. В неброском темном костюме он скромно ходил среди других зрителей, изучая программку.
НА ЧТО ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ?
УМЕСТНО сказать здесь и о роли банков. Одни скупают телеканалы и газеты для того, чтобы поливать друг друга грязью, тратить на это миллионы долларов. Другое амплуа выбрал "Альфа-банк". Он спонсирует приезд и гастроли у нас таких звезд, как Элтон Джон, Стинг, теперь - Морис Бежар. Кстати, по словам вице-президента банка г-на Гафина, даже бывший премьер-министр Англии г-жа Маргарет Тэтчер знает об этом банке в том числе и из-за того, что тот возил
в Россию ее друга Элтона Джона.
Еще одно наблюдение. Из богатой публики на балет пришли в основном те, кому 30 и чуть-чуть больше. Уже одно то, что многие из них хотя бы и из соображения престижа пошли на балет, а не в ресторан, совсем неплохо. Быть может, завтра они тоже начнут жертвовать на балет, станут меценатами. Появятся свои Третьяковы, Мамонтовы.
Но это - светлая перспектива. А пока в середине спектакля "Метаморфозы", когда действие достигло
кульминации, трагически умолкла музыка и в невероятном напряжении замерли артисты, вновь запищал телефон, как-то особенно гнусно. Публика, вместо того чтобы рыдать от картины гибели Земли, нервно рассмеялась...
Смотрите также:
- Владимир Малахов: "Я перетанцевал всех принцев" →
- Юрий Григорович. Последний из могикан →
- Русский принц на европейской сцене →