ОТСТАВКА правительства продолжает волновать общество. Правительственный кризис вызвал шок в политической и чиновничьей элите России. Заговорили даже о развале исполнительной власти. Редакция "АиФ" обратилась к председателю Банка России Сергею ДУБИНИНУ с просьбой прокомментировать полномасштабную отставку правительства во главе с премьером.
- Никак не могу согласиться, что происходит развал исполнительной власти. Если в последнем правительственном
кризисе есть что-либо полезное, так это факт, что механизмы российского государственного устройства функционируют исправно. Отставка правительства осуществлена с соблюдением процедуры. Нет сомнений, что формирование нового кабинета будет проведено в полном соответствии с Конституцией, с законами.
Лет шесть назад я для себя осознал, что экономические реформы станут действительно необратимыми, если отечественные госслужащие, бюрократы, если хотите,
научатся толково выполнять свою работу в новых рыночных условиях. Сегодня эта цель достигнута. Только недавно министр Евгений Ясин рассказал мне, что примерно в то же время один японский коллега говорил ему: "Реформы в России будут успешными, если у вас будет 40 тыс. энергичных чиновников, которые станут работать на развитие рынка". А вспомните, наш несчастный и неудачливый император Николай II как-то заметил, что Российской империей управляет не
он, а 40 тыс. столоначальников.
- Сергей Константинович, вы произносите такой панегирик чиновничеству, а сами поддерживаете увольнение 200 тыс. госслужащих.
- Я не знаю, откуда взялась эта цифра. Да и не дело Центробанка определять методы экономии бюджетных средств. Не наша это задача. Я говорю не о сиюминутных проблемах. На Руси только ленивый не ругал чиновников. Часто ругали за дело, хотя бывало и зазря.
Но нельзя отрицать, что "государевы люди"
- госслужащие на протяжении последних 500 лет своими трудами стягивали, укрепляли ткань национальной общественной жизни. Русское государство строили не только цари и полководцы, землепроходцы и крестьяне, но и дьяки и подьячие, воеводы и губернаторы. Проблема в том, чтобы, во-первых, не допустить превращения госслужащих в замкнутую касту, закрытую для притока новых сил, новой крови; а во-вторых, поставить чиновников под общественный контроль, очищать
госслужбу от мздоимцев и казнокрадов. Крупнейшие исторические потрясения Российского государства происходили, как правило, тогда, когда слой государственных служащих - управленцев замыкался в себе, отторгал новых людей. В конце XVII века Петр I не стал бы Великим, если бы его дела свелись только к бритью бород и питию хлебного вина. Он открыл доступ на все уровни управления всему дворянскому сословию и даже простолюдинам.
В начале ХХ века не нашлось
сил для реконструкции государственного устройства без ломки всего механизма. Но после революции и гражданской войны большевики удивительно быстро превратились в неплохих имперских госчиновников. И им сопутствовал успех, пока вновь не произошло окостенения госаппарата.
- Кажется, мы вплотную подошли к модной теме взаимоотношений государства и олигархии. Есть ли смысл в этом споре?
- Тема была бы интересной, если бы ее не превратили в простое сведение
личных счетов. Россия принадлежит к той части европейской культуры, которая уважает государственную службу и негативно оценивает факты неслужебного постороннего влияния на должностных лиц.
Большой бизнес должен быть услышан в кабинетах власти. Но ему не следует заглушать голоса других социальных сил и групп. Если из бизнеса ты перешел в аппарат государства, будь любезен - осваивай навыки бюрократа. А сидеть на двух стульях - седалище порвешь.
- Если
госаппарат, по вашему мнению, сегодня не находится в состоянии кризиса, то что ждет "государевых людей" после выборов 2000 года?
- Берусь утверждать, что именно госслужба обеспечит ту преемственность и стабильность власти, о которой так много говорят. При любом персональном исходе президентских выборов. Незаурядность Бориса Ельцина проявилась в том, что в 1991 - 1993 гг. и в последующем он смог обеспечить трансформацию общества в России без разрушения
госаппарата до основания. Поэтому и гражданской войны удалось избежать. И вряд ли кто возьмет на себя ответственность провести революционную смену госаппарата. Я не верю в попытки "переиграть партию" с историей.