НЕДАВНО в "АиФ" вышла публикация В. Попова о МГИМО. На нее пошли резкие отклики от первых выпускников института, мол, все не так. А как? Ответить на этот вопрос мы попросили известного журналиста-международника Валентина ЗОРИНА.
- Я горжусь тем, что был в первом выпуске. Много ребят в 43-м году пришли из госпиталей. Часть - из школьников. Не обошлось и без детей высокопоставленных людей. Их было с десяток человек. Но лицо первых трех выпусков определяли фронтовики.
ШТУЧНАЯ РАБОТА
Но все-таки доступ в МГИМО был по анкетам?
- Мы их вообще не заполняли. Иван Дмитриевич Удальцов, декан, старый профессор МГУ, собеседовал с нами. О литературе. О взгляде на жизнь. О чем угодно. И было два результата этой беседы - либо "благодарю вас", либо "благодарю вас, мы еще увидимся". Первые три выпуска МГИМО были урожайными на академиков: Иноземцев, Арбатов, Журкин, Виноградов. Из МГИМО вышли многие блестящие дипломаты, послы. Было много и прекрасных журналистов: Станислав Кондрашов, Мэлор Стуруа, Спартак Беглов, Викентий Матвеев, разведчиков, таких, как Леонид Шебаршин.
Как раз когда МГИМО был неэлитарным, он дал самый большой урожай крупных деятелей. В частности, известного ученого, юриста, профессора Григория Иосифовича Морозова.
- Это бывший муж дочери Сталина?
- Да, была в его жизни трудная полоса: он был женат на Светлане Аллилуевой. (Он учился в одном классе с ее братом, Василием. И был семейно знаком.) Развели их органы - насильственно и жестоко. Посадили в тюрьму беспартийного старика-отца Григория Иосифовича - без всякого суда. Это послужило поводом для того, чтобы развести без их согласия, и, несмотря на эти тяжелые обстоятельства, Григорий Иосифович закончил аспирантуру и стал одним из самых авторитетных советских юристов-международников.
- Как органы развели Светлану с мужем?
- Они жили в Кремле. После лекции он поехал туда. На входе у него изъяли пропуск, сказав, что ему сюда больше нельзя. Он поехал к родителям. Туда приехали кагэбэшники. Забрали у него паспорт, провели обыск. Изъяли всю переписку со Светланой и все фотографии.
Его трагедия была еще и в том, что со Светланой остался трехлетний сын, которого он не видел до смерти Сталина. Поэтому бросать в него камень, как это сделал в своей статье В. Попов, очень жестоко. Он всю жизнь "расхлебывается" за Светлану.
- Были после развода у них какие-то отношения?
- Они переписывались. Она очень тепло написала о нем в книге. Это была их очень большая любовь. Не так давно Светлана звонила Григорию, сказала, что уезжает из Англии в Америку к дочери от последнего брака. Дочь совершенно неустроенная, да и Светлана сейчас очень несчастная женщина. Так что вначале не было никакого блата. Это потом МГИМО превратился в элитарный, блатной институт. А сейчас не по анкете человек может продвинуться, а по тому, что он может.
- Это не так. Идет сильнейший отбор, но уже не по родительскому блату, а по кошельку. Здесь теперь очень дорогое обучение.
- Да, есть люди, которые поступают туда на коммерческое отделение. Но есть и конкурсный набор, который не связан с платой за обучение.
- Но говорят, чтобы попасть на бесплатное обучение, надо дать большую взятку.
- Очевидно, болячки нашего общества отражаются и здесь.
ШКОЛА РАЗВЕДКИ
Не секрет, что МГИМО был тесно связан с органами госбезопасности. Ведь здесь ковались кадры внешней политики.
- Было и это, селекция шла уже в процессе обучения. Наш выпускник - Леонид Шебаршин. Сегодняшний руководитель внешней разведки России - тоже выпускник МГИМО Трубников. Их не засылали в институт, а отбирали по ходу дела.
- А вас коснулась близость института к КГБ?
- Мне приходилось доказывать, что я не сотрудник КГБ. Сложилось так, что параллельно
с журналистикой я занимался наукой. В 31 год защитил докторскую диссертацию. В 33 года был уже профессором. Это и толкало вперед.
- Ну хоть разовые поручения вы выполняли? Типа того: "надо познакомиться и узнать, какой напиток любит тот-то"?
- Опять же в силу 5-го пункта я не пользовался полным доверием органов. Были другого рода случаи. Скажем, у меня состоялась большая беседа с сенатором Кеннеди. Он пригласил меня к себе в имение на два дня. Мы о многом говорили. Я вернулся и собирался об этом доложить послу. Но меня перехватил резидент и попросил написать о впечатлениях от этой беседы. Я не видел здесь ничего, что роняло бы мое достоинство, и считал, что служу своему государству. Таких случаев у меня было с десяток.
ВЛЮБЛЕНА ЛИ ТЭТЧЕР В ГОРБАЧЕВА?
Вы встречались с яркими, известными всему миру людьми. Как проходила ваша встреча с Маргарет Тэтчер?
- Когда я делал с ней интервью, я ей сказал, что ее отец и она - консерваторы. Но ведь в слове "консерватор" заложен негативный оттенок. Она ответила очень просто: "Профессор, а вы бы сели за руль автомобиля с очень мощным мотором, но без тормозов?" Это было коротко и прекрасно. Она умна. Знаете, когда она видела Михаила Сергеевича Горбачева, у нее
менялось выражение лица и начинали светиться глаза. Она реагировала на него как женщина.
Сейчас Горбачев недооценивается, но не вычеркнуть из российской истории то, что он сделал. Это человек, безусловно, умный, самообучающийся. Это его достоинство. Недостаток - то, что у него не хватало волевого начала, которого много у Бориса Николаевича... Наши дети и внуки их объединят. Жалко, что Михаил Сергеевич разменивает свое огромное место в истории на пятаки
сиюминутных успехов. Говорю о его поездках за рубеж, где он критикует действующего президента. Мне вспоминается приезд в СССР Эдварда Кеннеди, который находился в очень серьезной оппозиции к Рейгану. Мы попробовали спровоцировать его на негативные высказывания о Рейгане, но он жестко ответил, что критиковать президента США он будет у себя дома.
ТВ ОРИЕНТИРОВАНО НА МОЛОДЫХ
Как вы оцениваете нынешнюю журналистику?
- Прежде всего резко упал профессионализм. В тот период журналист должен был обладать не только хорошим пером, но и глубокими знаниями в какой-то области. Еще заметно пренебрежение словом. Плохое владение языком. Некоторые ведущие сейчас увлекаются скороговоркой, забывая, что она хороша при отличной дикции. Сегодняшнее телевидение работает на молодую часть аудитории. А ведь в стране половина людей старше
40 лет! Но в то же время мне нравится "Момент истины", нравится, как работают Флярковский, Светлана Сорокина. Меня подкупает безоглядная смелость Доренко. Но журналисту не следует говорить в тоне человека, который изрекает истины в последней инстанции. У Киселева не очень уместно его чрезмерное увлечение дворцовыми интригами. За два года (нигде в мире я этого не видел) до выборов он каждую неделю дает рейтинг будущих кадидатов!