Нельзя ли возродить Музей нового западного искусства

   
   

МНЕ было тринадцать лет, когда был упразднен Музей нового западного искусства в Москве. Жизнь сложилась так, что теперь я каждый день работаю в здании, где находился этот музей, поскольку теперь оно принадлежит Российской академии художеств. И невольно начинаешь задумываться, нельзя ли сегодня, когда в России восстанавливается многое из того, что еще недавно казалось безвозвратно утраченным, возродить и Музей нового западного искусства в его прежнем виде и прежнем здании.

Безусловно, я понимаю все трудности, и материальные и психологические, которые встанут на пути подобного начинания. Со времени упразднения музея прошло больше пятидесяти лет. Картины, составлявшие его собрание, были еще тогда, в 1947 г., распределены по другим музеям.

А это шедевры знаменитых мастеров: Клода Моне и Огюста Ренуара, Эдгара Дега и Поля Сезанна, Винсента Ван Гога и Поля Гогена, Анри Матисса и Пабло Пикассо, Гюстава Моро и Анри Тулуз-Лотрека, Хоана Миро, Фернана Леже, Амедео Модильяни, Джорджо Де Кирико и многих-многих других.

К 1947 г. музей уже имел тридцатилетнюю историю. Он сохранил особый "дух" гениальных русских собирателей и меценатов, которые привезли в Россию самые знаменитые из полотен и скульптур этих мастеров, - Ивана Абрамовича Морозова и Сергея Ивановича Щукина. То, что именно они "увидели" будущее величие новых для их эпохи европейских мастеров раньше многих западных коллекционеров и директоров музеев, не было случайностью. Это было закономерным результатом высочайшего уровня интеллектуального и художественного развития России начала ХХ в.

Музей соединил в себе наследие великих мастеров Запада и память о великих душах российских меценатов, способных вместить в себя "весь мир" и отдать его родине.

Возрожденный Музей нового западного искусства вновь мог бы стать гордостью России. Его собрание могло бы "поспорить" с самыми прославленными музеями мира и даже превзойти их.

Смотрите также: