Трехзвездочные перспективы

   
   

Сергей ШПИЛЬКО, президент Российской ассоциации туристических агентств:

- Туристический бизнес многих столиц мира держится на малых гостиницах. А они, в свою очередь, на постоянных клиентах. Людям, много путешествующим в силу профессиональных обязанностей, особенно нравится останавливаться в одном и том же месте, где все знают его и его привычки. Кроме того, в экономическом плане малые гостиницы менее зависимы от колебаний рынка, а значит, более живучи. Малые гостиницы особенно популярны в Лондоне и Париже, но могу вам сказать, что и в России их уже достаточно. Прибайкалье, Сибирь, дельта Волги - места, где распространен так называемый экологический туризм, а также сельский туризм, который я называю "к бабушке в деревню". Так вот, там малые гостиницы - часто деревенские дома с пристройками для гостей. Есть ли у малых гостиниц будущее? Да, причем в России больше, чем в Москве, потому что семейный бизнес в туризме и гостиничном бизнесе - понятие больше провинциальное, чем столичное. Пока, во всяком случае.

МОСКВА на пороге новой городской программы. И это не какая-нибудь сезонная программа типа благоустройства двориков, это глобальная программа развития туризма аж до 2010 г. Чтобы вы знали: ежегодно на столицу приезжают посмотреть 900 тыс. чел., тогда как благодаря программе планируется увеличить это число до 5 млн. чел. (Представляете, сколько эти люди потратят денег...) И чтобы где-то разместить будущих туристов, программой решено УДВОИТЬ число городских отелей для среднего класса - так называемых 2-3-звездочных малых гостиниц.

Еще гостиницы?

В МОСКВЕ сегодня гостиниц порядка 140, половина пустует и вполне могла бы занять нишу малых, принеся пользу себе и своим потенциальным гостям. Ведь кроме "Националя", "Метрополя", "Балчуга", "России" и "Президент-отеля" существуют, например, комплекс "Молодежный", "Юность", "Академическая", "Арктика", которые отвечают основным требованиям 2-3-звездочных гостиниц по набору предоставляемых услуг и по ценам на эти самые услуги. (См. сравнительную таблицу.) Конечно, с формальной точки зрения, ни одна московская гостиница не может называться малой в силу своего размера. Общепринято, что в малой не больше 150 номеров. Но мы привыкли жить и строить по-крупному, и то, что во всем мире называется средней и большой гостиницей (от 300 до 600 номеров), у нас самая что ни на есть малая. Но как зачастую легче разрушить дом, чем отреставрировать уже существующую постройку, так и проще построить новую гостиницу, нежели разделить одну большую на

несколько поменьше. Так, во всяком случае, получается по новой программе.

Даешь мотели

КАК вы уже, думаю, успели догадаться, в Москве построят малые гостиницы, исходя в первую очередь из общепринятых стандартов. Это будут и мотели, и кемпинги, и просто отели. Справедливости ради стоит сказать, что первоначально программа предусматривала реконструкцию гостиниц городского подчинения и переоборудование ведомственных общежитий. Но пока решено остановиться только на строительстве новых. А они, между прочим, не только "сформируют деловую и туристскую привлекательность города, но и поспособствуют развитию малого бизнеса, созданию новых рабочих мест в сфере услуг, росту поступлений в бюджет города и муниципальные бюджеты". С тем, что новые здания формируют городскую среду, спорить никто не будет. А вот насчет бизнеса, так определение "малый" - очень условное. Во всем мире малые гостиницы - это в первую очередь небольшой, СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС. Но у нас малый - значит, состоящий из нескольких пайщиков, одним из которых непременно является город, другим - какая-нибудь известная туристическая компания, а третьим... бизнесмен, причем крупный, потому как маленькому денег не хватит, чтобы участвовать в городской программе. Из трех участников самый важный первый - он должен обеспечить "проведение единой ценовой политики" и сохранение статуса малого бизнеса со всеми вытекающими регистрационными и налоговыми льготами. Все это вместе не только дискредитирует само понятие малого бизнеса, но и ставит под сомнение планируемый рост поступлений в бюджет. Как, скажите, можно наполнять бюджет, если почти от всех основных платежей индульгенция под названием "малый бизнес" дает освобождение?! Что касается создания новых рабочих мест, так это еще более условно. Много гостиниц в Москве реконструируется, часть закрывается, освободившиеся кадры после переподготовки предполагается задействовать в малых гостиницах. Так много ли получится новых рабочих мест?!

Четвертая попытка

ЗА ПОСЛЕДНИЕ четыре года в Москве планировали создать малые гостиницы четырежды: первый раз они являлись частью программы развития гостинично-туристического комплекса в г. Москве, второй раз программа называлась комплексной и поддерживала малый бизнес, третьим разом было собственно создание сети малых гостиниц и четвертым - настоящая программа. В том, что она будет претворена в жизнь, у меня лично большие сомнения. Почему не получилось ничего с тремя предыдущими?! К сожалению, процессы их написания были похожи: сначала выделялись деньги на разработку программы - около 200 тыс. долл., затем на подготовку персонала - немногим больше, еще часть денег осваивалась на этапе разработки - вполовину меньше, но кто сказал, что 100 тыс. долл. - не деньги? А потом программы давали сбой, и деньги, развеянные по ветру, осели в карманах людей, не закончивших свою работу. Вы можете обвинить меня в пессимизме, но если не получились первые три программы, почему стоит верить в четвертую?!

Тогда как куда приятнее было бы потратить их, скажем, на создание в уже существующих гостиницах пансионов для постоянных клиентов. Это и поддержка малого бизнеса - более реальная, чем наполеоновские планы разработчиков программ, и поддержка москвичей, не имеющих постоянного жилья и вынужденных арендовать его за немалые деньги. (А таких не просто много, а очень много - пятая часть от общего числа москвичей.) Так принято в европейских столицах. Почему не сделать так в Москве? Тем более что на 1,8 млн. долл. уже потраченных на программы денег можно было бы поддержать сразу несколько существующих гостиниц.

Смотрите также: