Антреприза-однодневка

   
   

БОЛЬШЕ театров, хороших и разных, перефразируя поэта, скажем мы. Театров у нас в столице теперь немерено. То, о чем все время мечтали, а именно: о широком и свободном театральном рынке, - осуществилось. Театр-антрепризу может открыть буквально любой. Репертуар? Главное, чтобы повеселее, позатейливее, чтобы зритель поменьше думал, "отягощался" и чтобы роли были классные.

Классные - что имеется в виду? Чтобы после каждой реплики зал ни в коем случае не страдал - помирал от хохота, как глядя телесериалы. Реплика - и тут же "ха-ха-ха!" Так и происходит на премьере антрепризного спектакля "Искушение" по пьесе Альдо Николаи с Сергеем Безруковым, Любовью Полищук и Борисом Шербаковым в главных ролях (а других нет, поскольку пьеса - любовный треугольник). Вот это, собственно, и есть самое главное - чтобы был любовный треугольник (или какой другой геометрически-любовный предмет) и актеры известные и хорошие. Тогда уж точно успех обеспечен. Театр с помощью расплодившейся и укоренившейся антрепризы все более превращается нынче в вид дизайна, в способ украшения жизни. Она, как яркие книжки с лотков подменяют Литературу, подменяет собой Театр.

Хотя когда-то, до революции, она была (до появления МХАТа и помимо императорских театров) единственной формой существования театра и актеров. В антрепризе начинал в Харькове великий Мейерхольд. В антрепризе блистали Комиссаржевская и Орленев.

А сейчас? Режиссура? Концептуальность? Вживание в образ? Да полно! Ерунда! Берется пьеса, желательно западная и незнакомая (тот же Альдо Николаи - просто подарок), приглашаются классные актеры с именами - и вперед! Режиссер здесь вообще ничего не значит. Режиссура тут ни к чему. Развести по сцене актеров с соответствующими репликами любой сможет. Примеры? Пожалуйста!

"Ботинки на толстой подошве". Татьяна Васильева и Валерий Гаркалин. Набор традиционных штампов Васильевой (как и в другом подобном спектакле "Ну все... все... все!", где она играет опять-таки с Гаркалиным): ужимки, растягивание слов и т. п. Но самое главное, что публике спектакль нравится - известные артисты не обманывают их надежд и ведут себя точно так же, как в полюбившихся фильмах. Примитивные шутки "ниже пояса", отсутствие осмысленных декораций. При этом все билеты (отнюдь не дешевые - самый дешевый стоил около 100 руб.) были распроданы.

Более прилично смотрелся спектакль "Нина" с Сергеем Никоненко, Еленой Шаниной и Дмитрием Харатьяном. Хотя Никоненко и Харатьян - актеры нетеатральные, на сцене они вели себя во сто крат лучше театральных мэтров Виталия Соломина и Ирины Розановой в спектакле "Сирена и Виктория" (в нем также играет Лариса Удовиченко). Но обе эти постановки (если их так можно, конечно, назвать) - одни из лидеров по гастрольным поездкам, в том числе и зарубежным. Впечатления те же самые - до боли знакомые интонации Харатьяна, Удовиченко, вечный "доктор Ватсон" - Соломин и т. д. Но, наверное, веди они себя по-другому, такого успеха у публики спектакли бы не имели.

Но есть и иные примеры! Один из лучших антрепризных спектаклей - "Пока она умирала" по пьесе Н. Птушкиной с Чуриковой, Гафтом и Шарко. Вот здесь - никакой халтуры. Получился абсолютно полноценный спектакль с обожаемыми артистами, не позволяющими себе расслабляться за наш счет.

Другой пример, отзывающийся на вопрос, что такое настоящая антреприза и может ли она быть событием театрального сезона, - спектакль Владимира Салюка "Каталог любви". Казалось бы, то же самое - "крутой" сюжет, интрига, любовь. Отличные актеры, Елена Романова и Дмитрий Брусникин. Неизвестная французская пьеса Жана-Клода Каррьера. Пьеса прелюбопытнейшая - неизвестная дама буквально вторгается в квартиру и в жизнь мужчины и что из этого происходит... Любовный детектив с философским подтекстом. А уж для публики просто подарок - красивые мужчина и женщина на протяжении двух часов выясняют очень непростые отношения.

Халтура - это определение, увы, становится главным в оценке сегодняшнего антрепризного театра. Это, собственно, уже и не театр, а вид развлечения, досуга, инсценирование анекдотов и "историй из жизни". Что телевизор посмотреть, желательно сериал, что в театр сходить - разница лишь в том, что одно бесплатно, а другое - за немалые деньги.

Смотрите также: