Тайны "черных ящиков" (часть 2)

   
   

ПОСЛЕДНИЕ две недели авиапроисшествия выстроились в очередь. В США рухнул на автостоянку транспортный самолет DC-8. В Австралии приземлился на брюхо ооновский "Геркулес". В Анголе вылетел за пределы взлетной полосы и переломился пополам "Боинг-727". Над Тихим океаном потерпел бедствие самолет с пилотом, умиравшим за штурвалом от сердечного приступа. И, наконец, 9 марта в России рухнул в "Шереметьево-1" едва оторвавшийся от земли Як-40д...

НА АВТОСТОЯНКЕ в Калифорнии сгорела сотня автомобилей, в Австралии задержался с вылетом Генеральный секретарь ООН Кофи Анан, в Анголе пришлось закрыть аэропорт на ремонт, на Филиппинах крупный бизнесмен, заказавший чартер, посадил самолет на воду. Расследователи корпят над "черными ящиками" погибших самолетов, выясняя, почему один из них потерял балансировку, у другого отказало шасси, третий не вписался в полосу, а за штурвалом четвертого оказался тяжелобольной человек... И только в российской авиакатастрофе соотечественники сразу же усмотрели злой умысел террористов.

Разбившийся на взлетной полосе Як-40д - улучшенная модель первого в мире пассажирского реактивного самолета для местных авиалиний. От Як-40 он отличается лишь тем, что консоли крыла приспособлены под увеличенную заправку топливом до 6 тонн. В VIPовском варианте - таким и был разбившийся самолет - салон рассчитан на 8-16 пассажиров вместо 32. У нас поднаторели в отделке таких "президентских" салонов. Старенькие самолеты после капитального ремонта отделывают "под дуб и кожу", встраивают бар, телевизор, музыкальный центр, кондиционер - и "обновка" готова. Но во всем остальном - это все тот же труженик Як, поставленный на серийное производство в 1968 году. Их было построено 1011, причем 125 ушло на экспорт. Сейчас в российских авиакомпаниях осталось около 300 Яков. По прогнозу списания, к 2005 году должно остаться от силы 80...

Кого не держат крылья?

НА РАЗБИВШЕМСЯ Яке бортовые самописцы, записывавшие параметры руля высоты, зарегистрировали то, как летчик резко взял руль на себя, стремясь поддержать самолет на подъеме. Но "угол атаки", а заодно с ним скорость и высота падали. Воздушный поток вместо того, чтобы поддержать взлетающий самолет, ударил его наотмашь. На все ушли считанные секунды. От удара развалился самолет.

По статистике, 90% терпящих бедствие самолетов падают либо на взлете, либо при посадке. В 80 катастрофах из 100 виноват человек, в 15 - техника, остальное - воля случая. И это понятно. В СНГ 80% всего авиапарка на грани выработки своего ресурса.

В последние годы добавилась еще и проблема, связанная с заправкой воздушных судов некондиционным авиатопливом и горюче-смазочными материалами. 15-40 инцидентов в год. Даже на больших Ту-154 были случаи, когда в полете срабатывала сигнализация засорения фильтров сразу на двух или трех двигателях.

Так что причин, по которым Як-40 упал на взлете, может быть предостаточно. Был ли на корпусе самолета слой льда? Попал ли маленький Як в воздушные завихрения, поднятые взлетевшим перед ним мощным самолетом? Дал ли сбой один из двигателей? Мог ли подвести авиагоризонт - прибор, по которому пилоты определяют положение самолета относительно горизонта? Успели ли тщательно подготовить самолет к незапланированному полету?

Почему здесь и сейчас?

НО СТОЛКНОВЕНИЕ с землей исправных летательных аппаратов в управляемом полете - такое тоже бывает. За последние 20 лет в мировой коммерческой авиации произошло около 400 авиационных происшествий такого типа.

Словно чья-то злая рука пишет сценарии авиакатастроф, тиражируя их в одночасье по свету. Едва ли не каждая катастрофа напоминает кубик Рубика, в котором даже очевидцам, расследователям видна только одна сторона, остальные пять скрываются в тени.

Метеорологи предупреждают о геомагнитных бурях (в том числе и в злополучные дни трагедий), физики - о гравитационных ямах, во время которых вероятность чрезвычайных ситуаций весьма велика. Один из исследователей физической сущности катастроф Ю. Александров считает, что катастрофы - это параллельные миры, которые создаются на доли секунды внутри нас и вокруг нас, определяя нашу судьбу.

Катастрофы загадочны и пугливы, они не позволяют себя обнаружить сразу. Начало трагедии остается нами незамеченным, мы замечаем ее только на последней стадии.

...Никто не собирался лететь на злополучном Яке утром 9 марта, но регулярный рейс Москва - Киев перенесли, и опаздывающие VIP-пассажиры зафрахтовали именно этот самолет, как на пожар...

Смотрите также: