3 ИЮЛЯ разбился Ту-154М, выполнявший рейс Екатеринбург - Владивосток и намеревавшийся совершить промежуточную посадку в Иркутске для дозаправки. Уже выпущены шасси и закрылки... Снижающийся самолет кренится влево и камнем падает вниз. Прочертив левым крылом и ударившись о землю шасси, самолет развалился и загорелся...
УМУДРЕННЫЕ опытом авиакатастроф жители деревни Бурдаковка лишь безнадежно махнули рукой. Не упал на деревню - спасибо летчикам, герои... Иркутяне навидались горя: в декабре 1997-го на город рухнул "Руслан", в январе 1993-го прямо в аэропорту разбился Ту-154, взлетавший с отчаянно мигающей сигнализацией об отказе систем воздушного судна...
А теперь мы вновь потрясли мир трагедией, едва ли "не приурочив" ее к августовской годовщине гибели атомной лодки "Курск". Как сказал один воскресный телеведущий, с тех пор мы научились цивилизованно реагировать на горе. Он забыл только уточнить - на чужое горе.
Если смотреть на место катастрофы сверху - то кажется, будто клочки фольги по лесной поляне разбросаны. Фольга, на которой раздавили красные-красные ягоды... Останки погибших спасатели (за такую работу центральный аэромобильный отряд МЧС перекрестили в аэромогильный) собрали быстро.
Где новые самолеты?
НЕБО плакало вместе с людьми. Первых опознанных хоронили в Иркутске под проливным дождем.
А страна тем временем перебирала версии. И остался "человеческий фактор" - ошибка пилота в нештатной ситуации...
Но ошибка пилота - всегда лишь "спусковой крючок" вызревавшей трагедии. Когда в декабре 1995 года упал Ту-154 под Хабаровском, следователи собирали и выклеивали 40 суток 15 тысяч фрагментов, чтобы установить причину трагедии. Там тоже был виной "человеческий фактор". Экипаж потерял контроль за пространственным положением воздушного судна. Почему? Да потому, что авиагоризонт - основной прибор летчика - сделан по принципу "вид самолета на землю" и на крен самолета можно сразу и не обратить внимания. Было сделано предписание - надо восстановить звуковую сигнализацию "крен велик", которую почему-то решено было отключить еще в августе 1986 года...
Ошибку пилота может спровоцировать любая мелочь - например, нерациональное расположение в Ту-154 табло у бортинженера. Ежегодно с этим же типом самолета случаются в воздухе десятки инцидентов из-за того, что срабатывает сигнализация засорения фильтров сразу на двух или трех двигателях. Когда наш Ту-154 был вынужден экстренно прекратить взлет в Тель-Авиве 26 июня 1996 года, произошло это из-за ложного срабатывания сигнализации об отказе двигателя, у командира просто-напросто вырвалась из рук рукоятка реверса.
Авиационные специалисты знают, что есть серия ошибок, характерных только для Ту-154: ошибочное включение реверса в полете, нарушения герметичности трубопроводов, что приводит к срабатыванию сигнализации и систем пожаротушения, засорение фильтров некондиционным топливом сразу на трех двигателях, невыпуск одной из опор шасси. Такие случаи не единичны. Но о них публика не узнает лишь потому, что авиакатастрофы не произошло, отделались инцидентом. В среднем 16% авиационных происшествий связано с отказом техники.
Конечно, мы все патриоты поневоле. Заявление, сделанное в горячке "Аэрофлотом", что-де теперь они будут закупать французские аэробусы, ничего не изменит. Мы обречены еще очень долго летать именно на Ту-154 - самом массовом и самом современном российском лайнере.
Еще шло опознание жертв катастрофы, а "Владивосток-авиа" на одном из двух оставшихся у компании Ту-154 снарядил новый чартерный рейс. И куда денешься - 134 человека полетели, как ни в чем не бывало. Между тем, когда "Конкорд" - самый дорогой самолет в мире - рухнул на отель под Парижем в июле прошлого года, французские авиалинии приостановили полеты этих лайнеров до выяснения всех обстоятельств. А у нас все известно заранее?