ПОСЛЕДНИЕ 4 года Дмитрий АЯЦКОВ старательно зарабатывал репутацию самого рыночного губернатора. Выступал за свободную куплю-продажу земли, пересаживал чиновников на велосипеды и загонял в крещенскую прорубь. И при этом сумел превратить Саратовскую область чуть ли не в заповедник развитого социализма, сохранив здесь одни из самых низких в России цен на хлеб и водку. Корреспондент "АиФ" попробовал разобраться в этом феномене.
Народная почта
ГУБЕРНАТОРА я застал в десятом часу вечера за разбором почты.
Примерно полгода назад Аяцков решил напрямую спросить народ, чего он хочет от власти. На домах развесили красно-белые ящики - "для писем губернатору". Народ затею оценил и начал писать. О протекшей крыше и хамстве начальников, о болячках и безденежье. Начальники, боясь губернаторского гнева, "народную почту" невзлюбили. Не так давно с улиц Саратова неизвестные умыкнули четыре ящика с письмами. Аяцков подозревает, что это дело рук кого-то из чиновников.
Губернатор обещал, что отреагирует на каждое письмо. Мне рассказали историю о сельской учительнице, матери троих детей, у которой украли кормилицу-корову. Про свое горе она написала "самому". "Сам" поставил на уши областную милицию. Так был накрыт целый синдикат - 17 человек, промышлявших воровством скота из частных подворий. Ворюг привлекли, учительнице выделили новую, колхозную корову. А народ продолжил писать.
- "Лично Дмитрию Федоровичу..." Ну-ка, что тут? Киселев Федор, ветеран войны, просит выделить автомашину... Сейчас я ему позвоню и скажу, что нет у меня для него машины.
Аяцков звонит и минут десять расспрашивает "про жизнь" ошалевшую от неожиданности супругу ветерана. Вместо машины, которая, как выяснилось, нужна вовсе не старику-инвалиду, а его здоровому сыну, предлагает место в доме ветеранов. Такие дома, говорит Аяцков, он открыл в каждом районе. И там, по его словам, царит чуть ли не коммунизм.
Рынок с человеческим лицом
НЕ ЗНАЮ, как насчет коммунизма, а свой вариант социализма Аяцков, похоже, уже построил. Парадокс, но строил он его одновременно с рынком. Просто губернатор решил, что к рынку нельзя идти напролом.
Для начала он "построил" местных "олигархов". Поставил задачу: дать малоимущему саратовскому люду дешевые водку, хлеб и бензин.
- Я собрал своих "алкоголиков" - директоров спиртзаводов - и сказал: мне нужна народная водка. Вы можете продавать "люксовскую" по 60, 70 рублей - это ваше дело. Но мне сделайте дешевую, "Фронтовую". Скажете, самоуправство? Да, формально это нарушение - продавать водку ниже себестоимости. Однако в бюджет - и федеральный, и областной - в итоге стало поступать в 3 раза больше денег! Я ни у кого ничего не украл. Это во-первых. Во-вторых, мы отбили у людей желание травиться самогоном.
Аяцков говорит, что по этому поводу он объяснился с Путиным, и тот с его доводами согласился. Действительно, дешевая водка в Саратове исправно продавалась в тот день, когда Москва увеличила минимальную стоимость "злодейки с наклейкой". Вполне качественная и легальная "Фронтовая" по невиданной цене 20 руб. 95 коп. за поллитровку на прилавках не задерживалась. Как не залеживался и "губернаторский хлеб" по 1.50.
История его появления схожа с водочной. По осени Аяцков вызвал сельских начальников на разговор. Дескать, мужики, помогал ли я вам весной удобрениями? "Помогал, батюшка". - "А соляркой помогал?" - "Помогал, родимый". - "А техникой?" - "Не без этого". - "Так вот, - говорит, - теперь я вас прошу: отдайте мне с одного гектара по одному мешку зерна".
Мужики согласились. Зерно пошло в особый хлебный фонд, за счет которого и дотируется выпечка дешевого хлеба. Но Аяцков пошел дальше и придумал хлебные карточки. Карточки раздал многодетным мамам, которых в Саратове нашлось 4,5 тыс. И теперь мама может прийти в магазин и по карточке купить буханку хорошего пшеничного хлеба, ценой 4.50, всего за рубль. В месяц она вправе купить 60 таких буханок.
Недолго колебались и местные нефтяные магнаты, которым Аяцков предложил возродить полузабытую марку бензина А-72. Бизнесмены из "СИДАНКО" согласились делать его из дармового конденсата и продавать по 2.50 за литр. В "Мерседес" такой бензин не зальешь, а для небогатых владельцев стареньких "Москвичей", инвалидных машин это сносное, а главное - доступное топливо.
Недруги называют Аяцкова популистом. "Если популизм - это то, что нравится людям, то я буду популистом, - говорит он. - Впрочем, - добавляет, - бывает популизм по делу, а бывает - одна брехня".
- Если я принял программу газификации Саратовской области, то довел ее до конца. Да, я не обещал провести газ в каждый дом - но в каждую деревню провел. Так же, как к каждой деревне подведена дорога с твердым покрытием. А кто еще в России построил за 4 года 78 школ? Или такой, как у нас, новый корпус университета? А цирк, художественное училище и новый мост через Волгу? При чем тут популизм? По статистике, за 4 года область с 69-го места поднялась в десятку регионов России. По 30 показателям - строительству, собираемости налогов, инвестиционной привлекательности, продовольственному обеспечению и т. д.
26 марта в Саратовской области вместе с президентскими пройдут и губернаторские выборы. Вторые - почти точная копия первых, только в уменьшенном масштабе. Губернатору противостоит свой "Зюганов" - лидер местных коммунистов. Аяцков строит свою кампанию, противопоставляя обещаниям конкретные дела. И он рассчитывает победить.
Смотрите также:
- ЖЕЛАЮЩИХ ПОМЕНЯТЬ СЕЛО НА ГОРОД СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ. Из столицы - в провинцию? →
- "АиФ" В ГОСТЯХ У СЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ. Зима - крестьянин торжествует... →
- В "АиФ" ПИШУТ... Россия, спаси баб своих... →