"Монетизация" правды

   
   

В РОССИИ возник класс людей, для которых покупка загородного дворца площадью в 4000 м2, квартиры с видом на Кремль и собственного самолета не представляет никакой проблемы.

ВЫ ПРИХОДИТЕ в специализированный "бутик" - и вам "заворачивают" дачу на Рублевке, имение на юге Франции, личный самолет с английским пилотом и ангаром в лондонском "Хитроу", яхту со стоянкой на Сицилии. Могут предложить и личную футбольную команду. Стеснительному миллиардеру помогут подобрать невесту или любовницу.

Комплексный "пакет счастья" может составлять от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов долларов.

Такого уровня обслуживания миллиардеров, какой сегодня предлагают в России, нет ни в одной стране мира

ПРИЧИНУ желания заполучить все сразу понять нетрудно. На Западе большинство крупных состояний имеет вековую историю. Миллиарды Форда, Рокфеллера, Ротшильда, Круппа, Нобеля, Билла Гейтса - зарабатывались. Заработанные деньги не нужно "ховать", спешно превращать в замки, "Бентли", "Челси", "яйца Фаберже". Культура потребления состоятельных людей в Европе формировалась по мере накопления богатства. В США, например, 80% крупных состояний создано интеллектуальным трудом, в Англии - 63%. В России (стыдно сказать) - всего 4%. На наших миллиардеров богатство свалилось с "ельцинского стола". Некоторые еще и "распальцовку" не разучились делать, а у них уже фамильный замок, как у дона Корлеоне.

На эти издержки ускоренного перехода к капитализму, наверное, можно было бы и не обращать внимания. Если бы не одно обстоятельство: узкая группа людей, завладев национальными богатствами России, хочет диктовать народу России свои законы и свою правду.

В феврале 2005 года лоббисты крупного бизнеса провалили в Госдуме законопроект о дифференцированной ставке налога. Провалили так изящно, что мы с вами этого и не заметили.

А ведь первоначальная задумка была сделать "по справедливости": для малоимущих снизить налоги до 6%, а для самых богатых - увеличить до 30%. Но законопроект завалили. То есть и миллиардер, не знающий, куда рассовать мешки с деньгами, и "скромный труженик транспортного цеха" по-прежнему будут платить по 13%.

А между тем в большинстве развитых стран ставки налогов зависят от уровня доходов.

А вот о выплатах себе миллиардеры никогда не забывают. В 2004 году акционеры нефтяной компании ТНК-ВР выписали сами себе 3,5 млрд. долларов дивидендов. На этом фоне особенно поражает жлобство нашего "крупняка". Институт мировой экономики и международных отношений подсчитал: отчисления 10 крупнейших российских компаний на благотворительные цели недотягивают и до 1% прибыли.

Законы придумали слабые, чтобы защищаться от сильных

ЭТО старое римское изречение кочует из учебника в учебник для студентов юридических факультетов. В капиталистической Европе это правило действует и поныне. А вот в нашем так называемом социальном государстве все наоборот. У нас законы придумывают сильные, чтобы защищаться от слабых. Или обирать их, как в случае с монетизацией.

Уже в течение нескольких лет на дальних подступах к Государственной думе лоббисты проваливают закон о конфискации имущества, полученного преступным путем. Это, дескать, противоречит правам человека. Зато настойчиво проталкивается закон об амнистии капиталов. Хотят "подвести черту" под эпохой блатной приватизации.

Судя по замерам общественного мнения, население продолжает верить, что президент защищает его правду. Но беда нынешней России состоит и в том, что у нас развелось много разных правд. Своя правда не только у богатых и бедных. Свою правду "качают" силовики, чиновники, регионы. Средний бизнес пробивает свою правду, а олигархи - свою. И, как показал опыт монетизации льгот, правда "маленького человека" редко долетает до вершины московских холмов.

Но если мы хотим, чтобы в стране сохранялись стабильность и социальный мир, чтобы население верило властям, правительство должно примирять все эти правды. И не в интересах "клуба миллионеров", а в интересах России и большинства населения. Пока с этой задачей правительство явно не справляется. Пока в России продолжается "монетизация" правды.

Смотрите также: