ВСТРЕЧА президентов России и США по определению не может быть рядовой. Но к нынешней, в Братиславе, особое внимание...
ГЛОБАЛЬНОЕ соперничество СССР с США "по наследству" перешло к России. С этой точки зрения последние 15 лет - история сплошных поражений Москвы под натиском мощного противника. Но такой подход грешит против истины.
Одним из самых очевидных провалов России в конкуренции с США стало недавнее расширение НАТО на восток. В результате мощный военный союз оказался прямо у наших границ. Такой расклад не может не вызывать тревоги у любого государства. В оборонной политике мы теперь вынуждены учитывать еще и западное направление, что мешает сократить и реформировать российскую армию. Возможности остановить расширение НАТО или получить серьезные гарантии безопасности были, но оказались неиспользованными.
Между тем потеря политического влияния на том или ином пространстве неизбежно означала еще и потерю экономических партнеров и рынков сбыта. Вот это действительно был удар под дых.
Были у России и победы. Удалось, например, сохранить позиции на одном из самых конкурентных мировых рынков - оружейном. Объем российских поставок оружия составляет около 5 млрд. долларов в год и сопоставим с американским. У СССР доходило до 30 млрд. Однако большая часть этих денег возвращалась ненужным барахлом или обращалась в безнадежные кредиты.
За счет Штатов России в 2001 году удалось решить серьезную проблему в Центральной Азии. Вторжение талибов, которому не смогла бы долго противостоять 201-я российская дивизия, могло спровоцировать беспорядки в государствах Центральной Азии и перекинуться на Поволжье и Северный Кавказ.
Предыдущий опыт отношений России и США позволяет утверждать, что со встречи в Братиславе может начаться более прагматичный разговор и в других сферах, где интересы России могут и должны быть учтены. Для этого нужно четко сформулировать свои предложения.
Так, например, США сегодня кругом "подставляются" с проблемой разоружения и ликвидацией глобальных угроз, которую они сами и затеяли. Поэтому сейчас самое время напомнить Штатам об их же собственном обещании сократить стратегический наступательный потенциал. Джентльменское соглашение по этому поводу от 2002 года должно стать полноценным договором. В этом вопросе у нас есть союзники даже внутри США.
В ключе безопасности нужно говорить с американцами и о проблеме Ирана и Северной Кореи. Здесь Россия пока лишь отбивается от чужих обвинений, а нужно перейти в наступление: согласны или не согласны Штаты на то, что Россия будет, например, строить атомную станцию в иранском Бушере? Вместе с европейцами мы сможем убедить Иран договориться о гарантиях. Это отсутствие при станции предприятий по обогащению урана и выделению плутония, европейские инвестиции в экономику страны. Еще нужны гарантии ненападения, если сам Иран не нападет на соседей. А если Штаты на это не готовы, то чего они смогут добиться, продолжая угрожать Ирану? Пример Ирака (и это один из наших серьезнейших козырей на переговорах) у всех перед глазами. Иран может взять пример с Северной Кореи, которая отказалась от переговоров и заявила о наличии ядерного оружия. Мир от этого не станет безопаснее, и виновата в этом будет в том числе топорная политика США.
Тем временем одной из серьезных проблем в наших отношениях остается ситуация в СНГ. Пришло время признаться: США де-факто оказывают огромное влияние на СНГ, и начало полноценных переговоров с Бушем по этому поводу - один из приоритетов российской внешней политики. Иначе отстоять свои интересы уже не удастся.
Есть и другие темы для серьезного обсуждения. Однако важно, что ни одна из них не обернется "выпрашиванием милостыни у победившего". Россия - по-прежнему одна из крупнейших мировых держав, имеющая достаточно сил отстаивать собственные интересы. Важно не упустить шанс. Шар сейчас на нашей стороне.
Смотрите также:
- СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ПРЕССА. "РЕЙГАН МЕНЯЕТ ТОН РЕЧЕЙ..." →
- "9-я СТУДИЯ". Мир - необходимость ядерного века →
- "9-я СТУДИЯ". "Ахиллесова пята" политики США →