Юрий Лужков. Страну готовят к "черному дню"?

   
   

Ждет ли страну еще одна революция? Как обеспечить людям достойные зарплаты и пенсии? Кто возглавит страну в 2008 г.? Об этом главный редактор "АиФ" Николай ЗЯТЬКОВ беседует с мэром Москвы Юрием ЛУЖКОВЫМ.

- ЮРИЙ Михайлович, вы неоднократно критиковали методы проведения федеральным правительством монетизации. Но как объяснить, что такую политику проводят экономически образованные, не думские драчуны, а министры?

- Наши министры живут в другой экономической среде. Эти люди никогда не голодали, чем живет страна, не знают, в регионах не бывают. После того как в стране начались протесты пенсионеров, Зурабов вылез "из блиндажа" и поехал "на места". Но это были традиционные министерские поездки, в которых местная власть старалась не показывать сложности, связанные с реализацией закона. Когда Екатерина II путешествовала по Крыму, Потемкин ей также все организовывал.

- А вас разве не обманывают, когда ездите по Москве?

- Пытаются. Поэтому говорю только утром, куда поеду, и стараюсь сам общаться с людьми.

- Скажите, неужели при сегодняшней неплохой ситуации в экономике оправданно было бить по беднейшим слоям населения?

- Вы приукрашиваете ситуацию. У нас в государстве нет экономической стабильности. Она подменена финансовой. В бюджете сложилось превышение доходов над расходами в 668 млрд. руб. Это огромная диспропорция, и она означает, что на эту сумму в бюджете не обозначено целей.

- Целей нет, согласен. Я беседовал с вице-премьером, Фрадкову вопрос задавал: к чему конкретно идет страна? Нет ясного и четкого ответа...

- Я отношусь с большой симпатией к Фрадкову, но сегодня он поставлен в условия довольно странные, буквально низведен до уровня председательствующего спикера. Минэкономразвития тоже не востребовано. И лишь Минфин вырабатывает правила. А там все сводится к накопительству, к бухгалтерии. И никакой государственной, финансовой политики на перспективу. Результатом такого рода "экономической политики" может стать раскол общества. Смотрите: происходит поляризация разных слоев населения по уровню доходов, нормам поведения, жизненным ценностям. Это не позволяет обществу консолидироваться. Когда люди не доверяют власти и ждут от нее новых пакостей (дефолта или еще какого кризиса), тогда у людей нет веры в нормальное будущее, нет уважения к настоящему и к тем, кто за него в ответе, то есть к власти. К чему это может привести? На Украине отсутствие консолидированного общества привело к революционной ситуации и перевороту. В Грузии, в Киргизии изгнали президента. Упомянутые страны находятся на разных экономических уровнях. И когда мы оцениваем монетизацию и намеченные реформы ЖКХ, здравоохранения, образования, науки, культуры, то напрашивается нехороший вывод: все делается, чтобы разъединить общество. Но кому это нужно? Власти в целом? Президенту? Конечно, нет. Проблема в конкретных фигурах с их туманными целями и негодными методами реализации законов.

- Но если эти люди пренебрегают предостережениями, то, по-вашей, Юрий Михайлович, логике получается, что они делают это намеренно?

- Ни для кого не секрет: у нас есть политические противники внутри страны и за рубежом. Надо ли говорить, что тот же лондонский изгой Березовский пытается организовать в России мощную оппозицию с целью расколоть общество, вывести людей на улицы. И если это случится, то изменится и отношение к первому лицу в государстве. Россия - особая страна по режиму власти. У нас один человек олицетворяет многое, если не все.

- Изменится, в смысле пострадает авторитет или само первое лицо "станет другим", как на Украине и в Грузии?

- Я не гадалка. Но предупредить о грозящей опасности считаю своим долгом.

- Вы сегодня симпатизируете Путину?

- Кроме Путина, на месте президента я сегодня никого не вижу. Говорю откровенно, мне никому не нужно подыгрывать. Тем более что через неполных три года я завершаю свою политическую и хозяйственную карьеру.

- Получается, надо сделать все, чтобы у Владимира Путина была возможность избраться еще раз? Или остаться у власти на другом посту?

- Это вопрос, на который сегодня нет ответа. Очень по этому поводу волнуюсь, поскольку все мы, в конце концов, хотим одного: спокойно жить в процветающей стране. В своей стране. Но только политическая стабильность может это гарантировать.

- Юрий Михайлович, вы не задумывались - сама постановка вопроса, что Стабилизационный фонд нужен на "черный день", приучает людей у тому, что этот день будет?

- "Черного дня" нельзя допустить. А для этого нужно, чтобы деньги Стабфонда пошли в экономику. Когда мы раскручиваем производство и даем человеку возможность заработать, он создает семью, покупает квартиру, он уверен в своем будущем.

- Правительство объясняет свое нежелание тратить деньги Стабфонда тем, что так сдерживает инфляцию.

- Инфляция и возникает тогда, когда денег больше, чем товара. А мы-то сидим на деньгах, а в производство товара их не вкладываем. Формула "товар - деньги - товар" заменена правительством на новую - "товар - деньги". Из денег они уже не хотят получать товар. Они хотят их положить за рубежом. И тут же проливают крокодиловы слезы по поводу того, что бегство капитала из страны продолжается. Да правительство первое его организует! От такой политики одни убытки. В прошлом году средства Стабфонда лежали на счетах, и, по выкладкам Счетной палаты РФ, за это время инфляционные потери составили около 23 млрд. руб.

- Вы так критикуете правительство, будто не входите в руководство правящей партии, которая всем и заправляет в Думе, в Совете Федерации, в том же правительстве.

- "Единая Россия" не правит, она, к сожалению, действует под диктовку правительства. Как сопредседатель партии несколько раз официально обращался к Грызлову с предложением организовать обсуждение наиболее острых вопросов, в том числе 122-го закона.

- Такое поведение "Единой России" говорит о том, что выборы 2007 г. в Думу будут с большими потерями?

- Сейчас авторитет "Единой России" подорван ее соглашательской политикой. Когда одна партия сдает позиции, голоса людей переходят к политическим противникам. Но уверен, что "Единую Россию" в Москве поддержат. Москвичи старшего поколения видят воочию, что московская власть приняла решение проводить монетизацию особым образом, и это предотвратило ухудшение жизни ветеранов, инвалидов, пенсионеров.

Смотрите также: