Проект "Русский миллион". Бренды покорили глубинку

   
   

- А В МОСКВЕ распродажи начались? - взволнованно спросил у меня Марк Ковалевский, владелец салона модной одежды в Томске. - Нужно не пропустить момент. Иначе летняя коллекция так и останется нераспроданной.

Сейчас Марку 23 года. Свой первый магазин он открыл сразу после школы - в 18 лет. "Я поступил в университет, но брать у родителей деньги на обучение не хотел, - рассказывает он. - И поэтому решил начать свой бизнес".

Тут Марк немного лукавит - он помимо финансовой независимости еще и страстно стремился перебраться из небольшого города Северск в столицу области - Томск. Родители его затею не одобрили. Хотя у них тоже был магазин одежды. "Ты должен учиться, а не играть в бизнес", - говорила мать. Поэтому юноша втайне от родителей подобрал в Томске помещение для будущего магазина.

На то, чтобы оформить торговый зал и заплатить за месяц аренды, хватило собственных сбережений и денег, занятых у знакомых.

Двум студенткам-продавщицам Марк пообещал выдать зарплату в конце месяца. Оставалось закупить товар, но на это денег уже не было. Тогда, поставив родителей перед фактом, Марк попросил их поделиться своим товаром. "Я не могла отказать - ведь начинала так же", - рассказывает мать Ольга Александровна.

В начале 90-х Ольга, историк университета, перенесла тяжелую операцию на щитовидной железе, после которой врачи вообще запретили ей работать. Но не такова была Ковалевская. Она устроилась продавцом одежды в магазин. Через полгода стала лучшим продавцом заведения и решила открыть свое дело. Благо помог случай. Иностранные партнеры расплатились с местным химкомбинатом партией стильной одежды. И Ольга предложила взять ее на реализацию.

Но вернемся к сыну. 1 сентября, вместо того чтобы пойти учиться, Марк открывал салон. "Сначала я чуть было не отчаялся, - вспоминает он. - Люди заходили к нам, как на экскурсию, но ничего не покупали". Впрочем, через неделю появились покупатели, а месяц Марк закончил даже с небольшой прибылью.

Учебу Марк тем временем совсем забросил. В деканате уже грозились отчислить его, если не сдаст "хвосты". А тут еще прибыль магазина стала падать: рынок качественной, средней по цене одежды подмяли под себя крупные универмаги. И Марк свернул бизнес, оборот которого вышел на 300 тыс. руб. в месяц. "Нужно было искать новое направление", - поясняет он.

Разобравшись с учебой, Марк решил открыть бутик дорогой одежды. "Я перелопатил горы каталогов, вместе с мамой объездил все бутики Москвы, - рассказывает он. - Однако самым сложным оказалось договориться с представительствами торговых марок. Они смеялись: "Да кто у вас в провинции будет это покупать?!"

Наконец несколько известных брендов согласилось. "Боже мой, Марк! Какой некоммерческий проект! Нельзя думать только о красоте!" - восклицала я тогда, - вспоминает Ольга Александровна. - Но когда у нас купили кашемировый свитер за 4,5 тысячи рублей, я заплакала".

Сейчас слезы в прошлом. А в бизнесе крутится вся семья. Марк закупает итальянскую одежду, папа - немецкую, мама раскладывает ее в зале, а двоюродная сестра и девушка Марка работают продавцами. Может быть, у российского малого бизнеса появляются свои традиции, будущее?

На этом мы завершаем проект "Русский миллион".

Смотрите также: