Кумиры в битве за деньги

   
   

Серьезные продюсеры утверждают: на сегодня в России не существует артиста, который в одиночку мог бы обеспечить фильму большие кассовые сборы. Тем не менее аппетиты артистов растут быстрее, чем развивается кинопроизводство. Некоторые заламывают гонорары по 2,5 тыс. долл. за съемочный день. Какова же истинная цена таланта?

В СОВЕТСКОМ кино на оплату труда, в том числе актерского, тратилось примерно 50% бюджета картины (максимальная плата за съемочный день равнялась 58 рублям). Остальное - на производство. Сегодня гонорары съедают уже более 60% сметы фильма. Увы, качества кино это отнюдь не повышает. Смешно сравнивать, но на Западе на карман творческой группы отводится не более 30% бюджета, даже если это "Терминатор-3", за съемки в котором губернатор Калифорнии просит 30 млн. долл.

"Господа, так торговаться неприлично!"

- СОВРЕМЕННОМУ кино создают имидж исключительно прибыльного дела, хотя это далеко не так, зато миф о прибыльности подогревает актерские аппетиты, - считает самый успешный отечественный продюсер Сергей Сельянов. - Ежедневно я пытаюсь вернуть людей на землю, объясняю, что мы не в Голливуде. Многочисленные исследования доказывают, что сегодня у нас нет ни одного актера, который обеспечил бы фильму кассу в несколько миллионов долларов. Схема "кино плохое, но там играет такой-то, поэтому я пойду" не ра-бо-та-ет.

Ситуация, когда каждый второй актер был готов сниматься, например у Муратовой или Сокурова, за меньшие деньги, чем обычно, а то и вовсе бесплатно, давно в прошлом. Позиция кумиров такая: "Стоимость метра кинопленки не зависит от того, снимут на нее шедевр или очередную "мишуру". Вот и моя цена постоянна". Нередки случаи, когда дебютант, отработав фильм за 500 долл. в день, через полгода приходит к этому же режиссеру и заявляет, что теперь он стоит 2,5 тыс. долл. Как с этим бороться, режиссеры пока не знают.

- Складывается опасная тенденция: артисты видят, что кинорынок стремительно растет, но не замечают, что стоимость отдельной картины поднимается гораздо медленнее, - говорит режиссер и продюсер Егор Кончаловский. - К сожалению, в определенный момент это может привести к коллапсу российского кино. Наши актеры живут одним днем, думая: "Лучше насниматься сейчас за как можно большие деньги, чем надеяться на великие денежные роли завтра". Это чисто русский подход, и их нельзя за это винить. Кроме того, артисты - народ амбициозный и считают, что, если кто-то из их коллег стоит 5 тыс. долл., они могут требовать не меньше. Честно говоря, многих наших "гениев" я не взял бы на роль, даже если б они стали мне приплачивать свою дневную ставку.

Так же, как и в обществе, в актерском мире сегодня по-прежнему можно наблюдать обидное расслоение по уровню доходов. Многим заслуженным, народным артистам, которым воспитание не позволяет клянчить деньги, ушлые администраторы картин платят, как студентам, 50 - 150 долл. за съемочный день. Учитывая, что роли им дают небольшие и нечасто, некогда всенародные кумиры вынуждены сводить концы с концами. Гильдию продюсеров и актерские агентства давно призывают к тому, чтобы утвердить артистам этой категории достойные ставки, но вопрос никак не решается.

- В советские годы на гонорар за один съемочный день я могла позволить себе купить хорошие английские туфли, - вспоминает Наталья Крачковская. - Стоили они 35-40 рублей, по тем временам приличная сумма. Сегодня за день съемок я тоже могу заработать на такие туфли, но только если буду покупать их на рынке. А что касается молодых актеров, то я действительно не раз краснела за них, видя, как они торгуются. Господа, по-моему, это просто неприлично!

Дать в морду за Юматова и Вицина

- МОЙ отец, у которого за плечами 70 картин, который работал с Бондарчуком, Роммом, Быковым, Климовым, недавно поехал сниматься в Баку, - рассказывает актриса Юлия Рутберг. - За работу на 48-градусной жаре 75-летнему артисту платили 150 долл. в день. Отец не разрешил мне за него вступиться, но, если бы я встретила администратора, который так экономит на стариках, просто дала бы ему в морду - и за отца, и за Юматова, и за Новикова, и за Вицина, и за Филатова, и за многих-многих других актеров, которых бессовестным образом довели до нищенского положения. Из актеров выжимают все соки, а потом бросают на произвол судьбы.

Многие актеры жалуются на то, что продюсеры забивают график, например, 14 съемочных дней в одну неделю. Разрешить большую часть конфликтов между продюсерами и артистами мог бы профсоюз. На Западе эта организация имеет очень сильную власть.

- Я считаю, величина гонорара напрямую связана с формированием "института звезд", - говорит Михаил Пореченков. - Пора создавать российскую мечту. Бедные и сирые создать ее явно не смогут. Посмотрите, сколько зарабатывают западные звезды, посмотрите на дачи и машины наших политиков... О чем можно говорить, если наши великие актеры старшего поколения только недавно смогли позволить себе починить зубы. Артист должен быть ухоженным, красивым, носить дорогие часы и приличный костюм. Гонорары определенно должны быть выше.

Гонорары наших кинозвезд кажутся вполне приличными на фоне, например, зарплат актеров российских театров. Но если сопоставить их, скажем, с заработками тружеников из параллельного цеха - шоу-бизнеса (с Голливудом сравнивать просто неприлично), то получается, что Верка Сердючка, Борис Моисеев, Филипп Киркоров, которые, по слухам, получают 15-20 тыс. долл. за концерт, как минимум в два раза талантливее и любимее, чем Александр Абдулов, Сергей Маковецкий и Чулпан Хаматова вместе взятые...


Анекдот в тему

На "Мосфильме" закончена съемка русской версии голливудского блокбастера "Харлей Дэвидсон и Мальборо ковбой". Она называется "Иж-Юпитер и пастух Беломор".

Смотрите также: