Примерное время чтения: 5 минут
96

СЕГОДНЯ СНЯТЬ КИНО СТОИТ В СРЕДНЕМ 1 МЛРД. РУБЛЕЙ. Фабрика "киноконсервов"

"Мосфильм" и "Ленфильм" - с именами этих гигантов по праву связывался у нас всегда отечественный кинематограф. И вот сегодня на "Ленфильме", где ежегодно выпускали по 40 картин, с трудом набирают 10. "Мосфильм", в лучшие времена снимавший и 60, и 70 фильмов в год, запустил в нынешнем всего 5. Цифры эти отражают и общую ситуацию в кино. Наш корреспондент Олег ГОРЯЧЕВ побывал на "Мосфильме", встретился с руководством этого теперь "концерна", прошел по пустым съемочным павильонам.

Глава первая. Лирическая

ВНЕШНЕ "Мосфильм" мало изменился. Лишь еще больше обветшали здания. Многие находятся в перманентном ремонте - год за годом передвигаются вдоль стен леса, словно вокруг какого-нибудь забытого Богом "памятника культуры"... Впрочем, не так ли оно и есть?

Пробегают по-прежнему люди через проходную. Порхают из комнаты в комнату девушки особой студийной породы. И все же не покидает ощущение какого-то запустения. Мосфильмовские коридоры напоминают сегодня обмелевшую реку, по берегам которой все больше запертых дверей. Из трех тысяч сотрудников на студии осталась всего треть. По минимуму. Впрочем, местное начальство признается, что зачастую и они сидят без работы. За такую "безработицу" и платят что-то вроде пособия - 75 тысяч.

В павильонах - пустота еще более зияющая. Сегодня они загружены всего на 40%. В газетах писали, что здесь теперь сплошь склады. Действительно, это могло бы решить многие проблемы студии. Правда, тогда бы это была уже не студия, а складское хозяйство. Но пока, слава Богу, склад только один. И дискотек здесь не проводят. И иномарок не продают. И парк Довженко еще не вырубили, как пугали слабонервные. Резвятся здесь на подтаявшем снежке мосфильмовские четвероногие, удобряют деревья и открывают брачный сезон. Стоит "Мосфильм". Стоит, как на костылях, подпертый лесами. Что будет дальше? Распрямится снова или совсем уже рухнет?

Глава вторая. "Политическая"

РАЗБРОД, царящий в умах кинематографистов, сегодня везде одинаковый - будь то "Мосфильм" или любая другая наша студия. Здесь все только концентрированнее. На гигантском организме и болезни виднее. Физические - дележ материальных ценностей, оставшихся от социализма; отсутствие индустрии, способной толкать кино дальше, в светлое капиталистическое будущее; и душевные - амбиции неудачников.

В 90-м "Мосфильм" превратился в концерн, сменив одну звезду в своей эмблеме на десять - по числу вошедших в него самостоятельных студий. Во главе их встали Сергей Бондарчук, Георгий Данелия, Сергей Соловьев, Карен Шахназаров - практически все известные мосфильмовские режиссеры. Естественно, что при этом десятки других, хотя и не таких знаменитых, но отработавших по многу лет на "Мосфильме", остались за бортом.

В результате аккурат к отмечавшемуся недавно 70-летию "Мосфильма" разразился скандал - между администрацией студии и худруками, с одной стороны, и режиссерской гильдией Союза кинематографистов, с другой.

Нынешнее руководство легко критиковать, как и вообще любое руководство. Но те, кто сегодня требует реорганизации, имеют на студию не больше прав, а, пожалуй, еще меньше. У нынешних боссов хотя бы есть имена. Они добились чего-то в кино. А что могут предложить недовольные, кроме маниловских проектов?

Они, например, требуют объявить студию "народным достоянием", как Большой театр. Ну и что? - и будет как в Большом...

То же и на "Ленфильме". И везде. Те, кто остался без работы, начинают спасать. Однако на деле все "спасатели" сталкиваются с одними и теми же проблемами. И как их преодолеть, еще никто не придумал.

Глава третья, самая грустная. Экономическая

КОГДА-ТО снять кино стоило... Но нет, сегодня об этом смешно даже говорить. Начнем с перестроечных времен, когда цена подскочила до 600 тысяч. Сегодня мы сказали бы - всего лишь! В 94-м смета средней картины выросла уже до 1 миллиарда! А цена одной копии дошла до 1 млн. руб. Тем безнадежнее прокатная судьба картин. Сравните: в былые годы для "всесоюзной" тогда еще премьеры делалось 1700 - 1800 копий - сейчас редкий фильм выходит тиражом в 70...

По сути с кино происходит то же, что и с водкой. Снимать свое при таких ценах теряет смысл. Отечественные фильмы стали неконкурентоспособны. Как правило, они и по качеству хуже, и дороже. Снять фильм - выкладывай миллиард! Тогда как прокатать западный, например знаменитый "Индокитай", прошедший недавно по нашим экранам, стоило всего 50 тыс. $. Можно, конечно, квотировать зарубежные фильмы, ввести дифференцированный налог на прокат. Здесь, кстати, тоже легко провести аналогии и с автомобильной промышленностью, и с винно-водочной. Но вряд ли налоги смогут существенно изменить ситуацию.

Кривая кинопроизводства будет падать вниз. В сравнении с перестройкой, когда в год штамповалось по 400 - 500 фильмов, которые потом никто не видел, это только нормально. Удивительно еще, что количество фильмов у нас до сих пор оставалось на уровне "застоя". Например, в прошлом году было выпущено 144 картины. Сколько из них вы видели? Одну? Две? Понятно, почему сами режиссеры называют "Мосфильм" "фабрикой киноконсервов".

Директор "Мосфильма" тоскует по стабильности, жалуется, что пришлось со служебного "Мерседеса" пересесть снова на "Волгу"... Похоже, что и всему отечественному кино придется умерить свои амбиции и смириться с тем, что в ближайшем будущем оно сможет претендовать лишь на скромное место - 10, может быть, 20 фильмов в год. Добиться бы, чтобы хоть они доходили до зрителя. Уже была бы стабильность, пусть не "мерседесовая" - хоть "жигулевая". Не пойти бы вообще пешком.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно