В конце 1993 г. обладательнице 33 медалей национальных, европейских, мировых и олимпийских соревнований, 22-кратной рекордсменке в беге на спринтерские дистанции Ирине Приваловой неожиданно для нее вручили орден Дружбы народов. Тем самым возобновили (не будем говорить, плохую или хорошую) "застойную" традицию одаривания спортсменов орденами.
- ВНАЧАЛЕ я испытала шок, - призналась известная спортсменка, - потому что до этого мне вручали только дипломы и грамоты... А часы, обещанные Президентом призерам Олимпиады-92 и их тренерам, так до сих пор мы и не получили. Пока соревновались на этапах Гран-при, часы куда-то делись. А тут... орден! Сейчас же мысли об орденах спортсменам и в голову не приходят. Это раньше: выиграешь Олимпиаду - могут наградить. Когда же меня поздравляли на "Балу Королевы" спортсмены, тренеры, массажисты, все сводилось к одному: "Неужели "верхи" обратили внимание на спорт?" Ведь сейчас увлеклись политикой, экономикой, а спорт предоставлен самому себе. Не говорю уже о студенческом, детском, которые находятся в страшном положении.
- Ира, ты как будто пробежала дистанцию из советской России в несоветскую: стала последней, кому вручили знак "Заслуженный мастер спорта СССР", и первой спортсменкой, кого удостоили российским орденом Дружбы народов.
- Знак мастера под N 4472 был вручен мне уже после распада СССР, аж 9 августа 1992-го, в день завершения Олимпийских игр и за несколько минут до того, как председатель Госкомспорта Н. Русак распустил последнее собрание сборной команды СССР. Поэтому этот знак мне дорог как история нашего спорта, как память о моей первой Олимпиаде.
- Ира, в последнее время, как только спортсмен бьет один рекорд за другим, к нему проявляется повышенный интерес со стороны допинговых служб. Вот и тебя сия чаша не миновала. Только за один 1993 г. произвели 16 тестирований.
- Это произошло потому, что я установила 7 национальных, европейских и мировых рекордов (а это значит 7 приглашений на тестирование) и получила 5 медалей на чемпионате мира (еще пять проб). А остальные четыре приглашения, думаю, были сделаны по воле жребия. Меньше рекордов и медалей - меньше проб. Так что никакого чрезмерного внимания допинговых служб к моей персоне нет. А вообще, в интересующей всех теме допинга, на мой взгляд, нет главного - статистики количества тестирования других ведущих спортсменов мира.
- Результаты допинг-контроля показывают, что все твои рекорды достигнуты без применения допингов. Объясни, в чем заключается "феномен Приваловой"? Ведь обычно в спринте лидировали темнокожие спортсмены.
- Меня как "феномен" жаждут исследовать не только наши, но и иностранные ученые. Может быть, поэтому возникло то ненавязчивое внимание к моей крови зарубежных допинг-служб. А если серьезно, то мне нет дела до этих "исследований", поскольку убеждена, что мой организм особенный, уникальный.
- Могут ли деньги сыграть роль стимула в достижении очередных рекордов?
- Если я скажу "нет", многие не поверят. Если я отвечу "да", не поверят те спортсмены, кто приблизился к совершенству в своем деле (и деньги в этом случае становятся не самым главным).
На Западе часто считают, что СНГовец за доллар удавится, а значит, ни к чему платить ему столько же, сколько иностранным звездам спорта. Поэтому количество денег, которое мне платят организаторы соревнований, - это не стимул, а показатель отношения организаторов ко мне и российским спортсменам, к моей стране.
- Ты отказываешься от стипендии и денег на сборы, предлагаемых Всероссийской федерацией легкой атлетики, потому что имеешь контракты с иностранной фирмой "NIKE"?
Американские фирмы "NIKE", "CUBERGENICS" сами предложили свои услуги по обеспечению экипировкой, в том числе индивидуальной спецобувью, и экологически чистыми восстановительными препаратами. Я же ничего у них не просила. (Для сравнения: "NIKE" спонсирует и украинского прыгуна С. Бубку, платя ему за каждое выступление 25 тыс. долл., а за новый мировой рекорд - 20 тыс. долл. -Ред.) А деньги Федерации, от которых я отказалась, могут пригодиться для других, начинающих спортсменов.