Советский танк Т-62 с подбитой гусеницей в окружении бойцов китайской армии и ополченцев... Фотография, широко пропагандировавшаяся в печати КНР, но почти неизвестная в нашей стране, возвращает нас к событиям четвертьвековой давности.
КАК известно, к весне 1969 г. обстановка на советско-китайской границе серьезно накалилась из-за Ухудшения отношений между КПСС и КПК. Китайская сторона продолжала настаивать на территориальных притязаниях к СССР, сосредоточение войск в приграничных районах с обеих сторон шло полным ходом, а количество опасных инцидентов (без применения оружия) исчислялось тысячами. И все же даже тогда мало кто предполагал, что конфликт между бывшими союзниками дойдет до боевых действий.
Однако утром 2 марта китайские солдаты, занявшие ночью позиции на острове Даманский на реке Уссури (который советская сторона считала своей территорией), впервые открыли огонь по нашим пограничникам, завязался многочасовой бой.
После первого вооруженного столкновения стороны начали резко наращивать свои силы. К району были стянуты части мотострелковой дивизии Советской Армии, в том числе артиллерийский полк, дивизион реактивной артиллерии "Град", отдельный танковый батальон. Были готовы к действиям авиационная дивизия и вертолетный полк.
Крупный бой произошел 15 марта. Утром китайцы атаковали Даманский силами до двух рот и после отхода советских пограничников укрепились на острове. Лишь к 17 часам местного времени был получен приказ из Москвы, разрешавший вести огонь по китайской территории. Советская артиллерия произвела мощный огневой налет по китайским позициям на глубину до 7 км, а уцелевшие китайские солдаты были сметены контратакой.
Советская сторона вводила в бой танки и бронетранспортеры. Однако в ближнем бою они оказались весьма уязвимыми. Китайские солдаты с замаскированных позиций с близкого расстояния расстреливали бронетехнику из ручных противотанковых гранатометов и безоткатных орудий, пускали в ход ручные противотанковые гранаты и мины. Именно после этого боя танк Т-62 остался на льду реки Уссури.
Советское командование было обеспокоено тем, что этот тогда секретный танк попадет в руки противника, и предприняло отчаянные усилия, чтобы отбуксировать его на свою территорию. Утром 17 марта после артиллерийской подготовки по китайским позициям на глубину до 6 км группа численностью свыше 70 человек под прикрытием танков и БТР выдвинулась в сторону подбитого танка. Накануне ночью советские саперы установили большое количество мин (по подсчетам китайцев, свыше тысячи), оставив лишь проход шириной 20 метров для буксировки.
Отбить танк так и не удалось. В 21.00 была направлена группа подрывников с задачей его уничтожить. Но в темноте она наткнулась на китайцев и с боем отошла.
Чтобы не подпустить китайцев и уничтожить сам танк с секретными узлами (в том числе дальномером, электрогидравлическим стабилизатором орудия), с советской стороны постоянно велся мощный артиллерийский огонь. От разрывов снарядов лед толщиной более метра был разбит, и Т-62 ушел под воду. Однако в мае китайские пограничники, водолазы военно-морских сил и ополченцы после четырехдневных усилий все же доставили его на свой берег.
Потери личного состава с советской стороны в период боев со 2 по 21 марта 1969 г. составили, по официальным данным, 58 человек убитыми и 94 ранеными. Китайцы данные о своих потерях вообще не публиковали, однако, по нашим оценкам, с их стороны было убито, и ранено около 600 человек.
После мартовских боев советские пограничники больше не выходили на Даманский. (Объективно говоря, до китайского берега от него намного ближе, чем до нашего.) В течение нескольких месяцев велся огонь по появлявшимся на острове китайцам. Затем дело ограничивалось наблюдениями и заявлениями протеста. Постепенно китайцы, доставив камни и гравий, обустроили и обжили остров.
В соглашении о восточном участке границы между СССР и КНР, подписанном в 1991 г., за основу был взят общепринятый в международном праве принцип определения границы по главному фарватеру. В результате Даманский "де-юре" отошел к китайской стороне. Что же касается танка, то он впоследствии был выставлен на смотровой площадке Военно-революционного музея в Пекине, где и находится до сих пор рядом с американскими танками, захваченными в годы корейской войны, как свидетельство доблести китайских воинов.
Борис ГОРБАЧЕВ, доктор исторических наук.