ПОД СТУК ВАГОННЫХ КОЛЕС. У России своя колея

   
   

Почему железнодорожная колея в России отличается от европейской?

Р. Маркарян, Екатеринбург.

На вопрос отвечает главный инженер Главного управления пути В. КАМЕНСКИЙ.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, западная железнодорожная колея уже, чем в России и других странах бывшего СССР. Виной этому отнюдь не бережливость европейцев и не широта русской души. Сто с лишним лет назад при прокладке ветки Санкт-Петербург - Москва российские инженеры взяли за эталон колею размером 1524 мм, а не 1435 мм, как в Европе. Это было сделано исключительно из соображений национальной безопасности. Русское правительство уже тогда смекнуло, что в случае войны, например с немцами, поезда захватчиков могут быстро докатить до наших городов. А так пусть помучаются. Даже сегодня усовершенствованный с помощью техники процесс замены колес занимает много времени. С той поры основные дороги стали делать по данному образцу. Вот и в Финляндии, которая до революции 1917 г. была частью Российской империи, появилась такая же колея. Сейчас лишь на Сахалине лежат "западные" рельсы, так как после войны 1905 - 1906 гг. часть полуострова отошла к японцам.

До сих пор разные железнодорожные пути в России и в Европе не служили особенно большим препятствием для осуществления международных перевозок. Однако в перспективе намечается строительство скоростной суперсовременной магистрали между Западом и Востоком, и тут, видимо, начнутся сложности. Специалисты уже ломают головы, как ее прокладывать. Если по нашим стандартам, то придется менять колеса чужим электровозам, что приведет к потере драгоценного на скоростной ветке времени; а если по зарубежным, то отечественные поезда и ремонтные составы не смогут обслуживать пути на территории России. Впрочем, до начала работ еще далеко, а за это время инженеры, вероятно, найдут выход.

Смотрите также: