РАЗМЫШЛЕНИЯ "ГОВОРЯЩИХ ГОЛОВ". Диктор - профессия вымирающая?

   
   

Когда-то в дикторском отделе главной дирекции программ ТВ их было 60. Сейчас осталось человек 17 - действующих. Впрочем, "действующих" - это громко сказано. Новости ведут сами журналисты, вместо объявлений выгоднее поставить в эфир очередную рекламу. Разве что переворот государственный случится - тут уж торопятся за дикторами, будят ночами. Но даже перевороты у нас не настолько часты, чтобы обеспечить дикторов нормальной работой. И в эфире они, наверное, ощущают себя кем-то вроде динозавров. И пытаются понять, как и почему это произошло.

Евгений КОЧЕРГИН: Когда в стране пошли перемены, то они должны были произойти, естественно, и на ТВ, и все вновь приходящие председатели телевидения стремились к тому, чтобы о них говорили: "Ну вот, пришел новатор - все изменил". Как? Да самым простым способом: сменил лица на экране. Лица тех, кто, по мнению начальства, выглядел носителем прошлого, анахронизмом. На нас просто отыгрались: да, мы читали про исторические свершения, но писали-то журналисты и редакторы! И что получилось? Кто писал - они все здесь, работают. Они перестроились, стали демократами, а мы - рупоры прошлого.

Но я уверен, мы все равно придем к профессиональному ТВ. Жаль только, что болезни телевидения - на глазах у миллионов. Наш великий могучий русский язык - давно уже не великий, не могучий и даже не русский. Из эфира часто несется такое... Происходит оболванивание зрителей, уничтожение языка. А с другой стороны - странное стремление возвыситься. Я всегда старался передать своим ученикам принцип, по которому работаю сам: "Имейте в виду - вас смотрят люди по интеллекту в десятки и сотни раз выше вас. Никогда не старайтесь встать над ними, показаться умнее". И вообще мне как-то странно: я преподавал дикторское мастерство журналистам, решившим стать ведущими. Сегодня они могут работать в эфире, а я - нет. И наконец, "Останкино" все же остается государственной телекомпанией. Его дикторы - уж по крайней мере в новостях - должны представлять государство, как представляли раньше на ЦТ. А ведущие представляют, мне кажется, в основном самих себя.

Анна ШАТИЛОВА: Каждый должен заниматься своим делом. Если ты журналист, ты должен снимать репортажи, хорошо писать. Диктор - это исполнитель. Мы пришли сюда по конкурсу! Потому что требовалось, чтобы мы были и телегеничны, и умели общаться, чтобы, появившись на экране в квартире того или иного зрителя, не вызывали раздражения, желания выключить телевизор. Да, сегодня есть великолепные журналисты. С блеском работают Владимир Молчанов, Владимир Познер, Влад Листьев, Борис Ноткин, Сергей Алексеев. Но далеко не все журналисты, которые выполняют в эфире чисто дикторскую работу, делают это на высоком уровне. Сейчас можно спокойно читать по телесуфлеру, о котором даже не знают многие зрители, уверенные, что пришли наконец-то люди с великолепной памятью.

Конечно, когда мы работали "по бумажке" в программе "Время", это было ужасно: ни поворота головы, ни жеста. Мы действительно были очень скованны этими рамками, считаю, что сейчас в эфире в тысячу раз легче. И жаль, что даже наша редакция информации, которую мы считаем родной, где дикторы всегда работали, выручали, спасали тот суровый прямой эфир, - эта редакция сейчас вывешивает по всему телевидению объявления: набор ведущих. На улице, в коридоре хватают чуть ли не за рукав: "Не хочешь "Новости" вести? Давай, попробуй, садись, прочитай!" Обратиться же к нам просто не приходит в голову. Почему думают, будто дикторы - люди с высшим образованием (и часто не с одним), с опытом работы в эфире не в состоянии сами написать текст или быть раскованнее в эфире. Нам этого просто не позволяли.

Наталья АНДРЕЕВА: Сегодня диктором можно стать за деньги, заплатив миллион - полтора и поступив в наш институт повышения квалификации. Это вроде бы не дает гарантии того, что тебя зачислят в штат на телевидение после окончания, но в основном все почему-то остаются - без всякого конкурса. Часто чужие, случайные люди. И это касается не только дикторов. Получаю недавно текст: "По одноименной повести Н. В. Гоголя "Игроки". Все очень хорошо, чисто напечатано, без всяких следов правки. Звоню на выпуск. "Да, повести!" - говорят мне. "Да нет, - отвечаю, - у Гоголя такой повести, это же пьеса!" - "А вот у меня и в папке то же написано!" - "Надо же, наверное, не только папки читать. Что вы закончили?" - "МГУ!" - и это с таким апломбом.

Сложно сказать, кто и в какой момент решил, что дикторы не вписываются в эстетику сегодняшнего телевидения. Они, впрочем, в большинстве своем и вправду не вписываются: тяжело вписать профессионала в эстетику дилетантизма, который выплескивается уже через край телеэкрана. И лицом нынешнего канала "Останкино" дикторы тоже стать не могут - потому что у канала просто нет лица. Но, может быть, все-таки стоит попробовать? Предложить вести те же "Новости" хоть через раз - дикторам и ведущим. Пусть сами пишут свои тексты, сами читают, а потом спросят оценку у нас, зрителей.

Смотрите также: