ЧТО станет теперь с телевизионным клубом знатоков - неизвестно. Но неожиданно ушедший из жизни Ворошилов навсегда останется для нас интеллектуальным крупье, азартным и бескомпромиссным, каким мы его знали четверть века.
"Что? Где? Когда?" - одна из немногих передач отечественного телевидения, не имеющая аналогов в мире. Владимир Ворошилов говорил, что "такие передачи никогда не появятся на Западе потому, что только в нашей стране есть люди, способные думать в свободное время".
- ВСЯ моя жизнь была посвящена одному-единственному делу - переводу на телевизионный язык "запретных форм развлечений", которые существуют в жизни. Только этого почему-то никто не хотел замечать, все больше сетовали на мой скверный характер.
Начал я с "Аукциона". В то время слово "аукцион" еще было запретным. Оно воплощало в себе все ужасы империализма, капитализма и прочего. "Аукцион" стал самой популярной программой на тот момент, но после четвертого выпуска ее запретило Гостелерадио. Затем после небольшого перерыва появилась "А ну-ка, парни", стилизованная в духе движения рокеров на Западе. Многое, конечно, пришлось видоизменить, но мотоциклы остались. А потом - "Что? Где? Когда?". Двадцать пять лет кряду - казино, воплощенное в телевизионную форму.
- Как оцениваете перспективы нашего телевидения?
- Печально оцениваю. Мы свернули на западный путь. А это значит, что телевидение постарается сделать публику дебилообразной.
Но пока наш зритель, к счастью, способен думать. Я, корыстно пользуясь этим, стараюсь давать людям продукцию для размышления. Но дело идет к тому, что экран скоро заполонят одни сериалы, легкие игры и всевозможные ток-шоу. Ведь на Западе что происходит? Все дневное время эфира занимают игры и сериалы, их смотрят дети и те, кто не работает. В вечернее время - новости и эротические шоу. В принципе все это нормальная профессиональная работа. Другое дело, что все страны делают это одинаково. Например, пресловутая "Любовь с первого взгляда" идет в двадцати странах с некоторыми маленькими изменениями. Ну что ж, можно еще в двадцать первой стране это сделать. Только возникает вопрос: зачем? Так вот, чтобы этого не случилось, нужно искать новые формы, которыми почему-то никто не хочет заниматься.
- Что же, по-вашему, нужно изменить?
- Мне кажется, что не должно быть ни познавательного, ни учебного, ни образовательного телевидения. Оно все, по сути, должно быть развлекательным. Потому что если человек не получает удовольствия от увиденного на экране, он смотреть не станет, как его ни заставляй. А для того, чтобы доставить ему удовольствие, не раздеваясь догола или не делая еще какие-то достаточно простые вещи, нужно удивлять искусством, мастерством, профессионализмом, для чего требуются большие деньги. А их, как вы сами понимаете, всегда не хватает. Вот мы сделали когда-то цикл "Встать. Суд идет". Хорошая получилась передача. Можно сказать, что мы действительно открыли новую форму, но очень уж дорогим это удовольствие оказалось. Полагаю, что по этой же причине постепенно исчезнет с нашего телевидения и "Что? Где? Когда?".
- Вы сами азартный человек?
- К сожалению, не просто азартный. По знаку зодиака я - Стрелец, а они все авантюристы. Жизнь, до тех пор, пока она остается игрой, азартна. Как только она превращается из игры в домашнюю жизнь, в семейную жизнь или в работу - мне сразу становится скучно. Для меня и работа, и жизнь, и любовь - игра. И пока есть игра в том или ином проявлении жизни, мне интересно.