С наступлением лета в города приходит "мертвый сезон", когда жизнь кипит исключительно у водоемов. Бизнесмены и доярки, посудомойки и краснодеревщики стремятся отдохнуть в тишине и спокойствии, но тут-то их и поджидают музыканты, для которых лето - главный сезон "охоты" на зрителя и слушателя. Но за последнее время именно летом наблюдается странная вещь - несмотря на обилие всевозможных музыкальных конкурсов и фестивалей, на сцене люди видят одни и те же лица. Создается впечатление, будто заматеревшие в многочисленных закулисных разборках артисты просто не пускают на сцену молодых исполнителей. Начнем издалека...
ГАСТРОЛЬНАЯ ситуация у нас в стране сегодня по сравнению с недалеким прошлым круто изменилась. Музыкантам, два-три года назад собиравшим стадионы, сегодня часто не удается набрать зрителей на концерт в концертных залах. Осталось лишь с десяток артистов, которых хотят видеть везде и которые не чураются ехать в провинцию, - это Алла Пугачева, Филипп Киркоров, группа "На-на" (лидеры концертного бизнеса), а следом за ними - группа "Кармэн", Игорь Николаев и Наташа Королева, Лада Дэнс, Евгений Осин...
Гастроли, говорят одни, - это радость встреч и восторг единения музыкантов со своими слушателями. Гастроли - это ужас провинциальных дорог и гостиниц, это гастриты от бутербродной диеты, в общем - суровая необходимость, отвечают им другие. Гастроли - это очень неплохой заработок, ради которого они и делаются, заявляют третьи. В принципе все они правы. Музыканты, достигшие успеха, все-таки едут и в Сибирь, и в Челябинск, и в Сочи, потому что на гастролях по России и странам СНГ все-таки можно неплохо заработать (неплохо - по меркам простых людей). Бурная гастрольная деятельность еще в стародавние времена получила название "чес". Самыми знаменитыми "чесальщиками" и по сей день остались уже вошедшие в историю "Ласковый май", "Мираж"...
Но сегодня "чес" возможен только там, где в буквальном смысле много денег: это нефтеносные районы Сибири и Дальнего Востока (зимой) и курорты Крыма (летом). Число "чесальщиков" крайне ограничено. Эти суперзвезды подмяли под себя всю концертную деятельность - вполне резонно! Кто пойдет смотреть на никому не известного артиста, если даже популярные музыканты с трудом собирают концертные залы.
ЕДИНСТВЕННОЙ отдушиной для молодых исполнителей могли бы стать музыкальные фестивали и конкурсы - ведь это вполне реальный шанс засветиться, быть замеченным каким-нибудь продюсером. Даже если ты не победишь, то хоть выступишь и тебя покажет ТВ. Но и тут не все так просто. Позволить себе расходы на конкурс или фестиваль городская или республиканская администрация сейчас не может, поэтому некоторые фестивали стоят перед дилеммой - проводить концерты без основных звезд и остаться в тени либо привлекать к организации людей с большими деньгами (отчего в последнее время в музыкальной сфере ходят упорные слухи о том, что на том или ином фестивале "отмывают" "грязные" деньги). Вопрос о поиске новых талантов уже как бы отсутствует. Помочь организовать достойный фестиваль или конкурс в идеале могли бы "новые русские". Примером тому может стать ежегодный фестиваль "Звездный прибой", что проводит в городе- герое Севастополе Торговый Дом Кондратевских. По слухам, его глава - местный миллиардер Сергей Шурига выложил ради одного концерта с участием Аллы Пугачевой, Филиппа Киркорова, группы "Любэ", Валерия Леонтьева и других "звезд" более 1 миллиона долларов. При этом для перевозки артистов и журналистов был зафрахтован специальный самолет, приземлившийся на военной базе под Севастополем. А Пугачева и Киркоров, выступавшие в эти дни с концертами в Кишиневе, были доставлены в город лишь на 3 часа и, отпев, тут же улетели обратно.
Если с фестивалями все понятно, то ситуация с музыкальными конкурсами у нас в стране остается весьма загадочной. В России сложилась довольно странная ситуация - Министерство культуры выпустило наружу "поп-джинна" и не совершает никаких попыток даже не то чтобы обуздать его, а просто отслеживать происходящие с ним метаморфозы.
ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ мощной государственной поддержки, из-за пресловутой продажности (частенько организаторы продвигают именно тех исполнителей, которых сами же и опекают) и непродуманной системы оценок победители многочисленных конкурсов становятся "звездой на час", о которых по окончании праздника тут же забывают. Фирмы, имеющие вес в шоу-бизнесе, иногда делают попытки заниматься раскруткой победивших исполнителей, но слишком это хлопотное дело, когда есть хорошо испытанные "старички".
В результате у нас в стране до сих пор не существует ни одного конкурса, организаторы которого не вызывали бы подозрений в необъективности, а возможность подкупа жюри была бы сведена на нет.
Но, как показывает опыт, талантливый артист будет замечен, даже если займет 12-е место на одном из конкурсов. "Раздача слонов" - всяческих званий лауреатов, дипломантов, различных гран-при, так популярная в 70 - 80-е годы, ныне не приносит абсолютно никакой пользы. И потому единственным плюсом музыкальных конкурсов осталась возможность артиста выступить перед зрителем...
Смотрите также:
- Михаил Турецкий: "Хор был на грани развала" →
- Тот самый Евгений Куликов (10.06.2002) →
- НЕОЖИДАННЫЙ РАКУРС. Кто что слушает →