СВОЕ 55-летие английский музыкант Брайан Ферри (экс-"Рокси мьюзик") встретил в России: с ноября прошлого года он вместе с небольшим джазово-симфоническим оркестром гастролирует по миру. Концертом 29 сентября в Государственном Кремлевском дворце Ферри поставил жирную точку в этом длинном турне.
САМ музыкант признался, что в последнее время старается не отмечать свой день рождения. "Почему?" - спросил я его на следующий после концерта день. "Потому что уже возраст большой (смеется). По гороскопу я Весы, поэтому немного комплексую..." Вообще Ферри, несмотря на свои заслуги в рок-музыке, казался весьма демократичным и простым в общении - внимательно слушал, детально отвечал даже на самые дурацкие вопросы, много улыбался. Выпустив в прошлом году альбом As Time Goes By, целиком составленный из кавер-версий песен 30-х годов, Ферри решил: хватит сидеть дома. "Все это время со мной были 13 музыкантов, 5 из которых женщины (струнный квартет и арфистка). Я подобрал этих великолепных музыкантов таким образом, чтобы играть песни ранних альбомов. 50% моего шоу - это песни из старого репертуара "Рокси мьюзик", вторая половина из моего сольного творчества. Многие вещи могут показаться вам незнакомыми из-за новых аранжировок. Некоторые звучат почти так же, как были записаны. Одно могу сказать твердо - в этом турне мне не было скучно, я почти не устал".
Нынешнее шоу Ферри рассчитано на камерные залы (хотя на пути музыкантов встречались и стадионы) и требует соответствующей атмосферы и антуража. В Москве выступление проходило в зале приемов (на шестом этаже) Кремлевского дворца. Цена билетов соответствующая: от 800 руб. без мест до 7 тыс. руб. с местами за столиками с шампанским, фруктами и "Мартини" (спонсор концертов музыканта). Кстати, от своих столиков VIP-гости отходили только в туалет или за тем, чтобы пополнить запасы спиртного. Поэтому первую половину концерта музыкант отработал перед абсолютно пустой сценой. Но стоило ему возмутиться, и охрана позволила прорваться сотне рьяных поклонников. "Иногда это действительно случается, - комментировал Ферри концерт, - что люди, покупающие билеты на первые ряды, не являются вашими большими поклонниками. Но я не контролирую ситуацию с билетами, поэтому на концерте стараюсь сфокусироваться на людях в задних рядах".
Музыка, которую записывал Ферри на своих сольных альбомах, - это игра полутонов и тончайших оттенков. Вкрадчивый голос, сложнейшие электронно-акустические аранжировки с разлитой по всем трэкам мелодической меланхолией. Все это и было продемонстрировано на концерте. Оркестровый аранджемент придал песням первой половины концерта еще большую салонность и гламурность. Но начиная с боевика Slave To Love публика в зале встрепенулась. И сам Ферри, как будто вспомнив про свою рок-н-ролльную сущность, вдруг выплеснул в зал целую обойму хитов 80-х. Ее-то, по сути дела, и ждала большая часть зала. Концерт завершился двумя "бисами".
- Ваши сольные альбомы 80-х сегодня звучат очень свежо. Тем самым вы словно преодолели время и заглянули в будущее. Но ваш последний альбом As Time Goes By - это ретро. Чем вызван интерес к прошлому?
- Мне нравятся песни этого периода, и я всегда хотел сделать свою версию этих шлягеров... Это моя дань великому музыкальному периоду. И было очень символично, что я записал их именно в конце века. Я решил оставить традиционное звучание, не добавлять в них модные сегодня хип-хоп биты и электронные аранжировки. Конечно, я не собираюсь до конца жизни петь песни 30-х годов.
- То есть вы не противник всех этих новых направлений - рэпа, хип-хопа?
- Отнюдь. Всему есть свое место в жизни. С 1982-го я провел очень много времени в студии, работая с драм-машинами, компьютером, и мне стал скучен этот процесс. Я прошел полный круг, и сейчас мне гораздо интереснее работать с живыми музыкантами. В новом альбоме, над которым я сейчас работаю, надеюсь, только в одной песне будет использована драм-машина, все остальные инструменты будут живыми. Я как будто начинаю сначала, это очень волнительный момент.
- Обычно академические музыканты с легким презрением относятся к рок-музыке, считая ее более примитивным искусством...
- Да, это так.
- Музыканты, которые играют с вами, думают так же?
- У них уже был подобной опыт работы. Но думаю, что у некоторых было такое отношение. Постепенно я обратил их в свою веру, сломав этот стереотип. Я стал их творчески использовать, дав возможность самим делать аранжировки к таким моим песням, как Sunset или Chance Meeting. Постепенно они заинтересовались и уже играли не просто по нотам, а импровизировали.
- Что сегодня заставляет вас выходить на сцену?
- Наверно, просто соскучился, я ведь не был на сцене целых пять лет. Поэтому я наслаждался этим турне. Интересный оркестр, на сцене так много разных звуков и оттенков, что каждый концерт отличается от предыдущего. Я давно мечтал приехать с концертами в Россию. Но мне говорили, что это почти невозможно: дорогой переезд, другие причины. Но я счастлив, что добрался сюда.