НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СОБЫТИЯ ПРОШЛОГО. "Американский след" в деле декабристов

   
   

27 ноября 1825 г. курьер из Таганрога привез в Петербург известие о смерти царя Александра I. С этого дня принято отсчитывать начало "междуцарствия" - одного из самых загадочных эпизодов российской истории, закончившегося известным со школьной скамьи восстанием на Сенатской площади 14 декабря...

АЛЕКСАНДР умер бездетным. Согласно павловскому закону о престолонаследии, на трон должен был вступить его брат Константин. Пользовавшийся определенной популярностью у современников, Константин оставил о себе противоречивую память. С детства он отличался крайней живостью характера, с возрастом перешедшей в буйство: кусал воспитателя, бил жену на великосветских приемах, публично грязно ругал вельмож. Любимым занятием молодого Константина было ловить мышей, загонять их в пушку, стрелять в стену, а затем рассматривать получившуюся "живопись".

АВГУСТЕЙШАЯ СЕМЕЙКА

ПОД ДАВЛЕНИЕМ матери Марии Федоровны и брата Александра Константин в 1822 г. письменно просил передать престол следующему по старшинству брату - Николаю. Секретный манифест был положен в ковчег Успенского собора Московского Кремля, копии отправлены в Государственный совет, Сенат и Синод. Однако, получив известие о смерти Александра, Николай... присягнул Константину!

Историки обычно объясняют это паническим страхом Николая перед не любившей его гвардией. Но, если разобраться, жаждавший трона Николай проводил хитроумную комбинацию. Через несколько дней должно было прийти послание из Варшавы от Константина: помня "о существовании отречения, брат не рискнет принять престол, и присяга будет дезавуирована.

Послание из Варшавы пришло 3 декабря. Однако это был не официальный документ, а всего лишь частное письмо. Формально не возражая против вступления на трон Николая, Константин по сути показывал свою готовность ждать дальнейшего развития событий. Наступала очередь выйти на сцену вдовствующей императрице Марии Федоровне. Будущая супруга Павла I родилась в городе Штеттине, в семье мелкого немецкого князька. Четырьмя десятилетиями раньше в том же городе родилась девочка, ставшая вначале женой наследника российского престола, а затем всемогущей императрицей Екатериной П.

Казалось, что Мария Федоровна в точности повторит путь своей предшественницы. Узнав об убийстве мужа 11 марта 1801 г., она заявила: "Я хочу царствовать!" Но на сей раз обстоятельства были иными. В ответ она услышала только реплику Бенигсена: "Мадам, не ломайте комедию!"

Однако четверть века спустя смерть Александра предоставляла новый шанс.

АМЕРИКА" ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК

О ТАЙНЫХ обществах, объединивших будущих декабристов, написано много. Но была и еще одна влиятельная сила, заинтересованная в переменах и называвшаяся Российско- Американской компанией. Перед этой акционерной компанией, созданной Павлом I в конце XVIII в., в свое время ставилась грандиозная задача - осуществить экспансию в дальневосточном регионе, в результате которой северная часть Тихого океана должна была превратиться во внутренние воды Российской империи.

Реализация этого плана с самого начала встретила сильнейшее противодействие Англии, Франции и Северо-Американских Соединенных Штатов. Еще большим препятствием стало то, что после наполеоновских войн Александр I поставил во главу угла европейские дела и фактически "заморозил" планы экспансии в Америке.

Руководители компании предпринимали отчаянные попытки исправить положение. Был разработан план экспансии в Калифорнии, на Гаити и Сандвичевых островах. Но все начинания разбивались об упорство царя.

С Российско-Американской компанией в той или иной степени были связаны и многие члены тайных обществ. Так, Д. Завалишин намечался на пост правителя колонии "Росс" в Калифорнии. Г. Батенькову предназначалось место правителя всех русских колоний в Америке. К. Рылеев был правителем канцелярии компании (дом компании на Мойке у Синего моста, где проживали К. Рылеев и А. Бестужев, стал одним из штабов "бунтовщиков").

Два известнейших политических деятеля начала XIX в. - Н. Мордвинов и М. Сперанский, которые, по замыслам членов тайных обществ, должны были войти в новое временное правительство, считались вдохновителями активной политики на Дальнем Востоке.

Дела компании тем временем продолжали ухудшаться. С 1822 г. она прекратила выплату дивидендов. Становилось все очевиднее, что спасти положение может только резкое изменение правительственного курса. Взоры руководства компании все чаще обращались к двум императрицам: жене Александра I Елизавете Алексеевне и его матери Марии Федоровне. Обе они были акционерами компании, но первая в ту пору оказалась при муже в Таганроге, далеко от Петербурга...

ПРЕСТОЛ - ДЕЛО ТОНКОЕ

ВО ВРЕМЯ встречи с А. Аракчеевым 9 декабря Мария Федоровна узнала от него о существовании тайных обществ. Примечательно, что сыну она не сказала об этом ни слова. Николай в свою очередь на протяжении четырех месяцев не говорил матери, что 12 декабря он получил пакет из Таганрога с предупреждением о заговоре, где назывались имена Н. Муравьева, М. Бестужева, К. Рылеева.

Двойную (если не тройную) игру в те драматические дни вел военный генерал-губернатор граф Милорадович. Заверяя Николая в том, что в столице все спокойно, он по разным каналам получал информацию о планах тайного общества. С А. Якубовичем, общавшимся с лидерами общества, Милорадович встречался чуть ли не каждый день. У Рылеева постоянно бывал Ф. Глинка - доверенное лицо Милорадовича. Доносила о происходящем и полиция. Неудивительно, что в записной книжке Милорадовича находились адреса заговорщиков!

Как видим, на событиях 14 декабря 1825 г. сошлись интересы самых разных сил. Большинство участников тогдашних политических игр нуждалось в запутанной династической ситуация: когда стопроцентных прав на престол нет ни у кого, всех может примирить воцарение "слабой женщины". Некоторые члены тайного общества надеялись таким образом ввести конституционное правление, Российско-Американская компания - повернуть интересы державы лицом к Дальнему Востоку, а Мария Федоровна - оказаться на российском троне.

Что же касается Милорадовича... Хотя было принято считать его сторонником Константина, историкам еще предстоит разобраться в его отношениях с вдовствующей императрицей. Не исключено, что ему уже мерещилась роль всесильного фаворита - Орлова, Потемкина или Платона Зубова.

ОТ НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА ДО ВЛАДИМИРА ИЛЬИЧА

В ВОСПОМИНАНИЯХ современников Петербург периода междуцарствия остался городом, скованным ужасом. Затягивавшийся династический кризис грозил обернуться кровавой и длительной междоусобицей.

Новые послания Константина в Зимнем дворце получили 12 декабря. В письме матери цесаревич заявлял, что не может отречься, так как никогда не был императором. Давая советы Николаю, "как царствовать", Константин категорически отказывался приехать в Петербург. В противном случае, писал он, "это имело бы такой вид, будто я водворяю на трон своего брата; он же должен сделать это сам..." После этого у Николая не должно было остаться никаких сомнений: брать престол придется самому.

На следующий день в Государственном совете Николай официально оглашает манифест о своем вступлении на престол и документы Константина об отречении. Генералитету и старшим офицерам обещаны повышения по службе, солдатам раздаются деньги. Гвардейские полковые командиры получают приказ: под личную ответственность привести утром полки к присяге...

В сущности, решающее сражение со своими разношерстными противниками Николай Павлович выиграл вечером 13 декабря. Впереди были три десятилетия царствования...

События на Сенатской площади 14 декабря стоили жизни многим петербуржцам, в том числе случайным зевакам. Погиб и Милорадович, поставленный перед необходимостью усмирять бунт, который он сам во многом спровоцировал.

После разгрома восстания Николай создал официальную версию происшедшего, которая была изложена в донесениях "Тайной следственной комиссии". Согласно этой версии, "злодеи из тайного общества", воспользовавшись переприсягой, пытались убить императора и перерезать всю императорскую фамилию. (Иначе Николаю пришлось бы рассказать всему миру о том, как он сражался за трон с родной матерью и братом).

Позднее в глазах А. Герцена и Н. Огарева декабристы стали лишь людьми, которые ради высокой цели - борьбы против самодержавия - пошли на явную гибель. Историки советского периода всеми правдами и неправдами делали из декабристов последовательных революционеров, предшественников большевиков. Скрытые пружины периода междуцарствия почти не исследовались: о нем упоминали как о незначительном обстоятельстве, которым воспользовались восставшие. Главное для советских историков заключалось в том, что Россия в 1825 г. - воспользуемся цитатой из Ленина - "впервые видела революционное движение против царизма".

Михаил САФОНОВ, кандидат исторических наук.

Смотрите также: