Куда пойти учиться? Выбор нынче широк: гимназия, лицей, частная школа... Обо всех этих новациях мы попросили рассказать министра образования России Евгения ТКАЧЕНКО.
- Евгений Викторович, скажите, остались ли еще у нас в России государственные, бесплатные школы?
- В России 67 тыс. государственных, то есть бесплатных школ, и чуть более 500 -частных. Впервые стало практиковаться семейное образование, когда ребята учатся вне школы и затем сдают экзамены экстерном, что раньше было категорически запрещено. Скажем, в 1994 г. в Ленинградской области таким образом 710 чел. получили аттестат зрелости.
- Насколько мне известно, учителя в частных школах не из Сорбонны "выписаны"... Может быть, все дело в престиже? Кстати, сколько платят родители за обучение собственного чада?
- Разброс цен велик: в 1993 г. он составлял ежемесячно от 50 тыс. до 500 тыс. руб. Частные школы в основном пока начальные, так как до 11-го класса детей "вести" сложнее. Причем они не обязательно элитные, там родители платят прежде всего за внимание к детям. Ведь в классе, как правило, по 10 - 12 человек.
- Есть такая любопытная статистика: на вопрос: "Интересно ли вам учиться в школе?" - "Да" ответили лишь 30% учащихся государственных школ и 50% - частных...
- В этих цифрах ничего страшного нет. Просто новые подходы к обучению еще не дошли до всех школ России. Пока по этой системе учатся 40% детей в начальной школе и 30% - в средней, хотя я недавно был в Калмыкии и столкнулся с необычной ситуацией: детям за результаты учебы в четверти платят по 5 - 10 тыс. руб.
- А я слышала, что нынче вообще все школьные программы рухнули... Скажем, литературу учителя преподают, основываясь на собственных вкусах и пристрастиях, а историю "проходят" по учебникам 80-х годов...
- Эта информация неверна. Впервые в 1993 г. в школах России введен новый базисный учебный план, состоящий из трех частей: федеральный, региональный, школьный. Скажем, федеральный план - это тот базисный минимум знаний (русский язык, физика, математика, литература), который необходим каждому школьнику, независимо от того, в какой школе (частной или государственной) он учится и где живет.
Более того, даже идеология преподавателя изменилась: уходит зубрежка, упор делается на развивающее обучение (от простого к сложному).
Я вообще считаю, что в начальной школе не надо ставить оценок, заменив их игровым тестированием. Недавно в Серпуховском педучилище, что в Московской области, был проведен любопытнейший эксперимент. При училище у них есть группа дошколят, и вот однажды директор повел пятерых малышей в картинную галерею, дав им задание придумать собственные варианты для нескольких увиденных картин. Получилось 86 сюжетов. Позже привел туда своих выпускников, которые придут учить этих ребят, и дал им то же самое задание. Они придумали 26 вариантов.
О чем это говорит? "Обстругали" мы учителей нашей строевой педагогикой. А им должно быть выгодно, интересно работать, они должны выкладываться...
- За 140 тыс. руб.? Ведь такова сейчас в России средняя зарплата учителя. Плюс к тому, скажем, в 1994 г. в 40 из 89 регионов им не выплачены отпускные и зарплата за лето.
- До сих пор народное образование финансировалось по остаточному принципу, теперь эти деньги, отданы в региональную казну, и ситуация везде складывается по-разному. Вот последние данные: из расходной части бюджета на народное образование Москва выделила до 33% средств, Тульская область - 28, Кемеровская - 26, Якутия - 25, Орловская - 22%. А в Свердловской области зарплата педагогических работников колеблется от 80 до 500 тыс. руб.
- Сколько же учителей получают по полмиллиона?
- Не более 1%.
- Регионы, о которых вы говорили, бедными никак не назовешь, но ведь есть и такие, которые тратят на народное образование не более 2%, поэтому школы зарабатывают, кто как может.
- Закон об образовании, принятый в 1992 г., разрешил школам заниматься предпринимательской деятельностью, но ежели в договоре аренды не оговорено, под какие именно цели будет использован, скажем, спортзал, "хозяин" сможет использовать его по своему усмотрению.
Но и здесь есть ограничения. Я знаю прецедент, когда директор школы разрешила коммерсантам продавать стиральный порошок в читальном зале, за что и была освобождена от занимаемой должности.
- В нашей читательской почте много писем от родителей будущих первоклашек, которым отказали в приеме в школу, ближайшую к дому, ссылаясь на неподготовленность ребенка. Правомерно ли это?
- Это нарушение закона. Я все время повторяю директорам школ: "Организуйте двухсменку-трехсменку, но ни один ребенок не должен оказаться за бортом".
- Как вы сами относитесь к тому, что малышей отдают в школу с 6 лет?
- Резко отрицательно. Не случайно на первом месте из заболеваний у детей в начальной школе - нервные расстройства. Есть интересные исследования ученых-физиологов: 6- летний ребенок, пишущий контрольную работу, переносит стрессовые нагрузки, соизмеримые с нагрузками космонавта.
- Не меньше, думаю, стресс и у старших ребят, когда их попросту "вышвыривают" из школы после 9-го класса, мотивируя тем, что в гимназиях и лицеях должны учиться только одаренные дети...
- И это незаконно. 8 июля 1994 г. вышел Указ Президента РФ, гарантирующий бесплатное 11-летнее образование всем желающим. И 9-классник сам выбирает, куда он пойдет: в лицей, в гимназию или в школу. Для середнячков можно даже открыть обычные классы.
- Скажите, а чем отличается лицей от гимназии?
- В лицее с 10-го класса более углубленно изучают технические науки, в гимназии - гуманитарные.
- Обучение платное?
- Нет, в пределах обязательной программы.
- Ну а учебники... Слышала, что они безумно дорогие, да и на всех их не хватает...
- В 1994 г. план выпуска учебников - 101 млн. экземпляров. На 25 августа сего года издательство "Просвещение" выпустило 70 млн., дополнительно другими издательствами напечатано 21,5 млн. экземпляров. Сейчас главный вопрос - доставка учебников с баз в школы. Срок пользования обязательными учебниками в государственных школах - 4 года, впрочем, дополнительную литературу учащиеся должны приобретать за свой счет.
- Раньше дети, внуки больших начальников непременно учились в элитных школах. В разговоре вы упомянули, что ваша внучка тоже должна нынче пойти первый раз в первый класс...
- Свою внучку я отдам в государственную школу - к доброму учителю.