Вокруг имени Хворостовского всегда витает дух ажиотажа и почти попсовой "раскрутки". Такой уж имидж у этого красивого артиста, который ему помогает поддерживать голландская фирма "PHILIPS". Мы с изумлением следим за его победоносной карьерой на западных сценах, с напряжением слушаем различные пересуды и сплетни о нем, с нетерпением ждем его, увы, нечастых визитов в Россию. На этот раз, как, впрочем, и прежде, аншлаг торжествовал, разве что конной милиции не было. Предприимчивый администратор продавал пропуска в партер на уже купленные места... какой Дмитрий сегодня? Что у него с голосом? Эти и другие вопросы тревожили, если честно, не меня одного.
ЗАМИРАЮТ звуки Allegretto из Симфонии N 10 Шостаковича, сейчас на сцену выйдет Он... Нет, не выходит - врывается, сделав привычный летящий скачок с порожка, предстает как импозантный лев с внешностью и манерами холеного супермена. Кажется, что такому красавцу и голос не нужен, и рта можно не раскрывать. На пороге возраста Христа молодой мужчина упивается собой, причем делает это с истинно барственной элегантностью. А кто сказал, что артист не должен любить себя и не быть немного павлином?! Ведь тогда и нам его не за что будет любить.
Однако рот был открыт, голос зазвучал, и в первом отделении мы услышали вокальный цикл Мусоргского "Песни и пляски смерти", что, честно говоря, навело на ряд не слишком радужных размышлений. Нет, не в том даже дело, что существуют эталонные трактовки Ирины Архиповой и Галины Вишневской. Просто нельзя так монотонно петь (и даже красивые жесты тут ни при чем) эту страшную, трагическую музыку. Скучно! Хочется слышать более яркий звук, а не темное и напряженное урчание, хочется ясного и четкого слова и совсем не хочется видеть, как певец "пашет" на износ, с трудом преодолевая океан препятствий.
Хворостовскому можно посочувствовать. От природы у него очень красивый, но в общем- то камерный и не слишком выносливый голос несколько глуховатого тембра. Казалось бы, пой камерную музыку, романсы. Но... тут должна быть особая внутренняя глубина, щедрость чувства, выстраданность, а также наличие таких элементарных вещей, как хорошая дикция и вокальные оттенки. Этому голосу довольно трудно в опере, когда зал огромен, а рядом большой оркестр. (Кстати, и его возможность полностью озвучить огромный зал Большого театра не столь очевидна.) Будем надеяться, что с годами певец определится, найдет свой репертуар и не будет рисковать, обращаясь к непосильным для себя произведениям. Так что положение Хворостовского представляется сегодня неустойчивым и даже драматичным.
...Но все равно ждали чуда. И оно свершилось, пусть и с усилием. Праздник все-таки состоялся - во втором отделении. Программа, как говорят в тусовке, была "крутая". Действительно, арии бельканто - пробный камень для любого голоса. В ариях Беллини и Доницетти у Хворостовского есть кантилена, плавные, текучие линии, неплохое ощущение итальянского стиля, но общее впечатление слегка портили тяжеловесность, однообразие и напряженность звучания. "Конек" Хворостовского - музыка Верди, и арии из "Дон Карлоса" и "Травиаты" стали кульминацией вечера. Не хочется рассуждать - просто "браво"! А на "бис" Дмитрий сразил всех каватиной Фигаро из "Севильского цирюльника" Россини. Одни, хмыкнув, сказали - цирк!, другие, ахнув, воскликнули - театр! И те и другие были правы. Мы стали свидетелями того, как в Хворостовском просыпается глубоко запрятанный колоритный актер, комик, который может не только спеть, но сыграть и насмешить, да так, что глаз не оторвешь.
Естественно, что жизнь на Западе, работа в самых престижных театрах, контакты со многими выдающимися дирижерами, режиссерами и исполнителями не проходят даром и благотворно сказываются на искусстве Хворостовского. Самый хрупкий инструмент - человеческий голос - не вечен, он может потускнеть и стереться, а мастерство и техника пригодятся всегда. И сегодня Дмитрий Хворостовский - один из представителей новой генерации современных певцов, когда художественную ценность пения определяет не столько голос, сколько своеобразие индивидуальности и внешние черты. Так пусть фортуна и дальше улыбается своему фавориту - человеку, которого нельзя не любить.
Для нас начался другой Хворостовский. Хотя немного жаль, что уже нет возврата к тому солнечному мальчику из заснеженного Красноярска.
С любовью, Андрей ХРИПИН.
P. S. Добавим, что помогал артисту на его концерте оркестр муниципального театра "Новая Опера" под управлением мага и волшебника Евгения Колобова. Но это уже тема для другого разговора, и к ней мы еще обязательно вернемся.
Смотрите также:
- ВОЗВРАЩЕНИЕ К ТЕМЕ. Большой театр и его звезды →
- Оперная прима Анна Нетребко. Звезда в джинсах →
- Дирижер Владимир Федосеев об имитации чувств →