ИГРЫ В НАЧАЛЬНИКОВ. Эрогенные зоны власти

   
   

Как-то один известный и уважаемый политик признался мне, что у него в друзьях есть старый хитроумный еврей. Он без постов, без званий, но может найти удачный выход из самого незавидного положения. Словно прознав про это, один из кремлевских боссов в дни прошлогодней октябрьской свары, приехав в редакцию, просил найти ему того "еврея", который помог бы выкрутиться из политической заварухи.

ФАКТ вроде мелкий, но очень показательный. Похоже, что у властей нет дальновидности, нет анализа, нет проработки вариантов, ждут, когда гром грянет. Отсюда и все политические чудеса, не успеваем от одного имени опомниться, как другое на пороге.

Чем же так сладка власть? Почему она так соблазнительна, особенно для весьма ординарных личностей? Почему они не боятся тяжести этой шапки Мономаха - огромной ответственности за судьбу страны? И, похоже, не чувствуют ее, придя к власти. Видимо, потому, что бывают ослеплены мишурой ее внешних атрибутов: роскошными кабинетами, государственными дачами, бронированными авто, персональными самолетами, грозной охраной и угодливостью лицемерного окружения. Начальники, как наркоманы, отрываются от реальности и упиваются хотя бы временностью своего высокого полета.

Сколько было случаев, когда государев человек был унижен, оскорблен. Казалось, все - личное достоинство не выдержит, и пошлет он эту государеву службу куда подальше. Ничего подобного. Плевок с лица вытерт, одежда после принудительного купания просохла, и снова на лице заискивающая улыбка.

И ВСЕ вычисляют и вычисляют, кто и как влияет на власть, которая, словно проститутка, то с одним переспит, то с другим... Но некоторые искушенные политики (А. Вольский, Н. Рябов, Ю. Скоков, А. Яковлев, В. Шумейко, С. Шахрай) знают такие эрогенные зоны власти, что всегда будут при ней, как бы ни менялись ее капризы. Мы видим, как, слезая с одного стула, те же непотопляемые оказываются на другом. Для устойчивости положения создается очередная партия. А крутые люди за кадром бойко финансируют чуть ли не каждую: авось кто-нибудь пройдет, значит, будет еще один "свой" человек у власти.

Нужны ли этому правительству яркие, самостоятельные личности? Со своей программой, мнением, уже заработанным авторитетом? И вообще, по каким критериям идет отбор кандидатур? Почему в правительстве нет Г. Явлинского, С. Федорова, К. Борового, Б. Немцова и других толковых людей, когда самое время собрать лучшие мозги? Или боязнь показать свою серость на фоне одаренных людей страшнее невзгод и недовольства общества?

В руководстве страны нет и женщин (кроме только что назначенной банкиром г-жи Парамоновой), хотя из истории известно, что Елизавета и Екатерина были лучшими правительницами России. Да и сейчас женщины накопили бесценный опыт выживания в любых условиях, научившись быть в своем доме и премьерами, и министрами по социальной защите, здравоохранению, финансам, образованию. Если откровенно, то только благодаря этому "теневому" правительству женщин, которое снимает напряжение от причуд властей, общество еще продолжает жить.

Все это игнорируется, и поиск кандидатов на министерские портфели сейчас идет там, где заведомо можно найти только "середнячка". А новые винтики (в Минфине - г-н Пансков, в Министерстве сельского хозяйства - г-н Назарчук, в Комитете по печати - г-н Грызунов) за пропуск во власть, которая не должна им принадлежать (не по Сеньке шапка), будут готовы выполнить любое желание "благодетелей". Если нет - то пошли вон. Так было с Гайдаром, Полтораниным, Бурбулисом, Б. Федоровым, Памфиловой и др.

Известно, что серый начальник тянет за собой шлейф серых чиновников. А это очередная волна сенек-помощников, советников, референтов, экспертов... Аппарат нынешних властей гораздо больше, чем у бывшей союзной элиты (см. с. 7).

Плохие новости, по государеву мнению, приносят только плохие люди. Теперь плохие люди убраны, и новости мы услышим только хорошие.

КАК же не попасть под коварное обаяние власти, которая то пригреет, то пнет сапожищем?

Видимо, прав был академик Сахаров, сказавший однажды:, что у власти должны стоять те, кто к ней не стремится.

Очевидно одно: стране нужен нравственный и профессиональный отбор кандидатур в институт, где будут готовить политиков и учить их, как распоряжаться властью, но не даваться ей в обман; как делать для блага общества больше, чем для своего; как жить, не боясь деклараций и снимков собственных дач в газетах; как пить и не напиваться; как управлять, чтобы не исчезало хрупкое Народное Доверие.

...В древности одного царя спросили, почему он не ставит себе памятники. На что мудрый царь ответил: пусть лучше люди спрашивают после моей смерти, почему мне нет памятников, чем почему они стоят.

Смотрите также: