РАЗГОВОР С ЧИТАТЕЛЕМ. "АиФ" читает каждый пятый россиянин

   
   

"... Вот мне хочется вас попросить: напишите, пожалуйста, откровенно (поскольку вы не ФСК) о себе. Кто вы? Чем дышите? Как живете? Чего боитесь? И т. д.". Вопросов, подобных этим, заданных 26-летним программистом из Воронежа Владиславом Фахрутдиновым, в последнее время стало заметно больше.

КАЗАЛОСЬ бы, все мы на виду - со своими мыслями, позицией. Имена и фамилии свои под статьями ставим - так что можно представить, кто на какие темы пишет. В конце номера указаны учредитель газеты и ее тираж... Полнейшая гласность! Так что и писать о себе незачем. Не кричать же, как делают некоторые: "Мы - независимые, мы - народные, мы дотаций от государства не получаем!" Ну не получаем, и подписную цену не повысили. Так это больше повод для наших редакционных раздумий, а не публикаций.

И все же возросший интерес к редакции чем-то вызван. Мы связываем это с нынешней ситуацией, когда "верхи не могут, а журналисты не хотят". Власти не могут справиться с навалившимися на народ проблемами, а журналисты не хотят спускать им барство, пьянство и разгильдяйство.

Так совпало, что, когда читатели "заинтересовались" редакцией, мы провели замер аудитории "АиФ". Институт системных исследований и социологии (ИСИС) опросил наших читателей в восьми основных регионах России.

НАЧНЕМ с неожиданностей. Мы знали, что нас читают люди среднего и старшего поколения, те, кто еще 12 лет назад получал "АиФ" в виде книжечек. Но мы были приятно удивлены, когда узнали, что даже в "младших" возрастных группах (18 - 24 года и 25 - 29 лет) доля читателей "АиФ" выше, чем доля людей этого возраста в составе населения России.

Другая неожиданность нас поджидала, когда мы попытались выяснить, люди каких профессий нас читают. Оказалось, что в нашей аудитории - от пионера до пенсионера - наибольшей популярностью еженедельник пользуется у работников промышленности, образования, науки, культуры, аппарата государственного управления, финансистов и военнослужащих. Процент читателей из этих сфер занятости в 2 - 3 раза больше, чем в составе населения России. И это несмотря на то, что мы мало пишем об этих людях (в чем каемся), а о работниках госуправления публикуем немало критических статей. Но, видимо, читатель выбирает газету не только по принципу "нравится - не нравится", а и по объему и глубине публикуемой информации.

Третьим сюрпризом в опросе стало отношение к рекламе. Не скроем, что мы и сами не всегда в восторге от рекламных полос, поскольку многим интересным материалам не хватает места в еженедельнике. Но иначе сохранить приемлемую подписную цену просто невозможно. На такое сдержанно-негативное отношение читателей мы и рассчитывали. Но оказалось, что, при 17%, реагирующих раздраженно, и 33,5% - нейтрально, 38,5% читателей реклама в "АиФ" интересна.

Теперь несколько выводов социологов об отношении читателей к еженедельнику. Но вначале процитируем два письма. "Вы единственное серьезное и в то же время весьма интересное издание. При дефиците времени потребность в ежедневных новостях удовлетворяет "телерадио". А ваш еженедельник для меня - это анализ важных событий, мысли и мнения других людей, в том числе и читателей." Это мнение В. Романникова из Новосибирска. А вот Ю. Смирнова из Санкт-Петербурга пишет: "Вы и слухи, и политические сплетни, и сексуальные советы, и криминал даете. А как же серьезный анализ, политический прогноз? Совсем хотите к "желтой" прессе примкнуть?"

Регулярно читая такую почту, мы спокойно восприняли оценку ученых, которые констатируют: читатели "АиФ" не являются группой единомышленников, желающих видеть в еженедельнике только материалы определенной направленности. Как показал опрос, это люди не только разные, но и разносторонние, независимые, интеллигентные и образованные: более половины (52,5%) имеют законченное или незаконченное высшее образование.

Нет читательского единства и в оценке еженедельника по итогам года. 61% опрошенных считает, что он не изменился, 22% - стал лучше, а вот 17% хотели бы многое подправить.

Такая многомерность, а порой и полярность аудитории вполне объяснима. Страна "великих революций", "судьбоносных поворотов" и "крутых переломов" не скоро успокоит умы и души своих сограждан. Поэтому мы не хотим быть газетой одной группы, одной мысли, одной власти.

Где, скажите, владелец "Мерседеса" может узнать о проблемах малообеспеченных? А на страницах "АиФ" (примерно по 6% читателей получают до 50 и свыше 500 тыс. руб. на одного человека) он хоть прочитает о прожиточном минимуме. Кстати, почти треть подписчиков имеет доход от 200 до 500 тыс., а половина - от 50 до 200 тыс. руб. на члена семьи.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ анализ исследования показывает, что упор на материалы, помогающие людям выжить в этот тяжелый период неустроенности, психологической болтанки, поддержан читателями. Идея "школы выживания" пронизывает и аифовские приложения. Поэтому не случайно их тиражи превышают тиражи многих центральных газет.

Помните, как под рубрикой "Лаборатория перестройки" рассказывалось о проблемах, с которыми мы столкнулись при переходе от жестко централизованной системы прессы к свободной, независимой. Сегодня "Школа выживания" для нас и для вас - это и борьба на страницах газеты с теми, кто использует свою должность для личного обогащения. Чем меньше будет таких людей, тем легче, в том числе и материально, будет жить всем честным людям.

И напоследок еще одна цифра. Каждый пятый (19,9%) из опрошенных Всероссийским центральным институтом общественного мнения сказал, что регулярно читает "АиФ". Другие центральные газеты были названы восемью, шестью, тремя и т. д. процентами опрошенных.

Сохранить ваше доверие - для нас задача номер один.

Смотрите также: