О масштабах коррупции и продажности российских чиновников - от рядового клерка до представителей высших эшелонов власти - говорят все. В том числе и сам Президент. Но поскольку дальше разговоров дело не идет, можно лишь с сожалением констатировать: взятка становится нормой нашей жизни.
СЕГОДНЯ у нас более миллиона чиновников, в чьей власти "дать" или "не дать", решить или не решить тот или иной вопрос, подписать или не подписать ту или иную бумажку. Иными словами, потенциальных взяточников. А сколько же среди них реальных? По имеющимся у нас оценочным данным, не менее 70%. Кстати, эту ошеломляющую цифру подтверждают и результаты социологических исследований. Более половины опрошенных либо сами, либо их родственники и знакомые в той или иной ситуации были вынуждены давать взятки. Среди опрошенных коммерсантов этот показатель превышает 75 процентов.
Взяточник не так безобиден, как это кажется на первый взгляд, хотя сам он не убивает, не грабит и не насилует, но многим преступлениям "по мере сил" способствует. По данным МВД, в России сейчас активно действует более 200 тыс. крупных криминальных группировок. И практически каждой седьмой банде подкупленные чиновники содействуют в совершении преступлений.
На подкуп должностных лиц различного ранга уходит от 30 до 50% доходов, получаемых за счет рэкета, финансовых афер, мошенничества, грабежей, разбоев и легального бизнеса. Это сотни миллиардов рублей. Не будем брать в расчет несчастного работника жэка, который продается и за 500 баксов, поставляя сведения об одиноких стариках и алкашах. Гораздо дороже стоит "свой" человек в банковско-финансовой системе. Самое выгодное дело - кредиты на льготных условиях. В МВД утверждают, что до 40% от сумм кредита или ссуды возвращается в виде наличности в карманы благодетелей.
Но самым "ценным" человеком считается чиновник "высокого полета". Перечислить их можно по пальцам, возможности же их неограниченны. На этом уровне проворачиваются дела глобального масштаба, такие, как, например, продажа лицензий на нефть, газ, цветные металлы и многие другие. За оказанные "услуги" здесь расплачиваются уже счетами в зарубежных банках на сотни тысяч долларов, презентами в виде особняков в живописных местах Подмосковья, надежными гарантиями "теплого" местечка после завершения государственной карьеры. Причем таких "высоких", как сказали нам в Главном управлении по борьбе с организованной преступностью, не только "покупают" - их "делают". Проталкивают наверх любыми способами, не жалея ни сил, ни средств.
"Свои" депутаты ценятся не меньше. Почему, скажем, аграриям или тому же ВПК дозволено иметь свое лобби в Думе или законодательном собрании, а бандитам нет? Эту "несправедливость" последние ускоренными темпами устраняют. У депутата ведь тоже большие возможности.
Преступления в сфере экономики, в основе которых лежит коррумпированность "больших и не очень больших" чиновников, привели к тому, что из страны с 1990 г., по различным оценкам, вывезено от 50 до 100 млрд. долларов. По самым скромным расчетам, сейчас эта цифра ежемесячно увеличивается на 2 млрд. "зелененьких" - утверждают в Главном управлении по экономической преступности МВД РФ.
ВОПРОСЫ, почему такое происходит, как и кто допускает подобное, куда бы мы их ни адресовали, повиснут в воздухе. Чиновники самого высокого уровня сошлются на несовершенство законодательства, на нехватку сил и, конечно же, средств. Оно и понятно. Зачем же рубить сук, на котором сидишь?
Несмотря на захлестнувшую страну волну коррупции и взяточничества, за последние годы не было ни одного крупного разоблачения. Хотя видимость деятельности все же соблюдается. В прошлом году было выявлено 4,5 тыс. фактов взяточничества, а за девять месяцев этого года -4,4 тыс. Эта поистине смехотворная цифра не отражает и тысячной доли того, что происходит в кабинетах чиновников. В сети, как правило, попадает мелкая рыбешка. Среди продавшихся служак, представших в прошлом году перед судом, 42,7% - работники различных министерств, комитетов и структур на местах, 25,8% - сотрудники правоохранительных органов, 11,3% - представители кредитно-финансовой системы, 3,8% - работники контролирующих органов, 2,2% - народные избранники всех уровней.
Кроме того, как показывает практика, обычно из 20 уголовных дел до суда доходит лишь одно, остальные разваливаются в ходе предварительного расследования. Таким образом, на скамье подсудимых из 4,4 тыс. окажется немногим более 200 человек. Но это еще не все: любопытны приговоры по этим делам. Например, из 55 человек, привлеченных к суду по третьей части ст. 173 УК РФ (получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение...), предусматривающей наказание от 8 до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества, обвинительный приговор вынесли лишь в отношении 44 чиновников. Из них 29 получили меньше 8 лет (ниже низшего предела), 7 - отсрочку исполнения приговора, 3 - осуждены условно, а одного оштрафовали. Нужны ли здесь комментарии? Иногда возникают анекдотические ситуации. Не так давно судили директора и зама одного из бывших госпредприятий, преобразованного в АО. Они за взятки (в десятки тысяч DM и долларов США) продавали землю подсобного хозяйства под строительство дач и коттеджей. Те, кто давал взятки, получили по два-три года лагерей, а в отношении мздоимцев дело прекратили по той причине, что они... не являются должностными лицами. Дело в том, что по существующему законодательству за получение взятки можно привлечь к ответственности только должностное лицо (т. е. выполняющее функции представителя власти или занимающее в государственных, общественных учреждениях определенные должности). С преобразованием госпредприятий в АО, ТОО и т. п. их директора и администрация уже не являются таковыми, и за взятки привлечь их к суду очень сложно. Это же относится и к служащим банков. Почти невозможно посадить за взятку депутатов всех уровней, судей и прокуроров, даже если их поймают за руку, хотя сделать это непросто.
Законодателей эта проблема также не очень волнует. Уже более трех лет в недрах парламента "гуляют" проекты закона о коррупции. Никак не могут выбрать вариант, устраивающий всех.
А ЧТО ЖЕ, спросите, исполнительная власть? А ничего. Как и другие, делает вид, что активно борется со смертельным врагом. Ушедшая уже в небытие комиссия Болдырева попробовала было "рыть", но начатую ею проверку по Москве своим распоряжением прекратил сам Президент. Иногда, правда, случается, что снимают представителей Президента в регионах и руководящих работников местных администраций, но в этих делах больше политической возни, чем результата. В нужный момент извлекается ранее собранный компромат, и ненужного человека убирают с вожделенного поста. Кстати сказать, компроматы, как нам удалось выяснить в ФСК, собираются на многих, в том числе и на представителей высших эшелонов власти. Сведения эти скрупулезно подшиваются в специальные папочки. Они ждут своего часа. Как скоро и кого сдадут, будет зависеть от политической ситуации. Вот тут-то и пригодятся эти самые компроматы. Но, похоже, вряд ли мы дождемся крупных процессов с громкими именами. А пока... пока от вседозволенности и безнаказанности чиновников страдает народ. Его продолжают грабить, убивать, развращать...
Смотрите также:
- В. Устинов о прокуратуре, Гусинском, Бородине... →
- Как победить мздоимство? →
- Что ждёт взяточников? →