ЧЕМ ЦЕННА КНИГА. Как научиться читать классику и не смотреть ТВ

   
   

Один из моих близких друзей купил недавно видеомагнитофон. Все! Пропал человек. Раньше мы с ним и в театры частенько выбирались, и на художественные выставки, а уж прочитанные киши обсуждали постоянно, благо до чтения оба весьма охочи. Теперь не то. Даже в выходные дни его из дому и за уши не вытащишь - все время торчит перед своим "видюшником". Главное - книги совсем забросил. Грустно. А сколько таких людей по стране - телевизорами да "видаками" привороженных - это ж кошмар! Проведенный мною мини-опрос показал, что из двадцати человек только трое (!) посвящают свои свободные вечера художественной литературе, прочие же, сытно поужинав, усаживаются перед злокозненным "ящиком".

ДРЕВНИЕ ГРЕКИ КНИГ НЕ ЧИТАЛИ?

ПАТРИОТИЧНО настроенные граждане уверяют, что зло, как всегда, исходит от Америки. Это, дескать, оттуда пришла вредная мода на видео и компьютерные игры. Ну что же, американская молодежь действительно все больше отдаляется от письменной культуры, и тут ей принадлежит печальное мировое лидерство, однако первый удар по авторитету книги был нанесен, увы, европейским ученым - венгром Карлом Керильи. В конце прошлого столетия он написал работу, в которой утверждал, что эллинская культура изначально была изустной. Гомер не записывал свои песни; лирика тоже воспринималась на слух, а уж трагедия и вовсе была зрелищем. То есть начиналось все со звучащего слова, так почему бы к нему не вернуться, ведь это было бы обращением к изустному стилю, к эллинству, к нашим корням!

Не лишенные изящества соображения Керильи были восприняты на ура. Идеи венгра подхватил американский теоретик контркультуры Маршалл Макк-люи, который уже совершенно категорично заявил, что книга как источник званий безнадежно устарела. Изустный стиль? Прекрасно! Вот вам радио, телевидение, видео, компьютеры! Именно они обеспечивают развитие интеллекта человека будущего, а от книги надо отказаться! И ведь отказываются, в технократическом пылу упуская из виду, что протестантизм, доминирующая в США религия, есть ориентация на духовный первоисточник - Библию. На книгу!!! Такой вот парадокс.

МЮНХГАУЗЕН НЕ ВРАЛ...

ПОМНЮ, в средней школе любовь к литературе пытались привить с помощью развешанных в классе плакатов, на которых красивым почерком были выведены изречения великих сограждан типа "Чтение - вот лучшее учение". Они наводили тоску, зевоту и привели к тому, что изрядная часть моих одноклассников, кажется, возненавидела книгу на всю оставшуюся жизнь. К тому же за лозунгами никогда внятно не объяснялись преимущества литературы перед тем же телевизором, в то время как его козыри - на ладони: картинка, живое действие, цвет, музыка; все подается в готовом виде, ничего не надо воображать, домысливать, как при чтении. Так чем все же ценна книга? За ответом обращаюсь в МГУ, к преподавателю истории зарубежной литературы, кандидату филологических наук Елене Николаевне КОРНИЛОВОЙ:

-Давайте попытаемся взглянуть на книгу более внимательно, Чем мы делаем это в повседневной спешке. Во-первых, чтение - это уже готовая, изобретенная машина времени! Благодаря ей при помощи своей фантазии человек способен перенестись в любую из минувших эпох. Я, конечно, не имею в виду псевдоисторическую литературу, наводнившую прилавки. Читать надо классику, произведения, созданные писателями тех времен Видите ли, кино (даже историческое) - это искусство нашего времени, оно всегда условно, а литература - подлинный источник. Она оттуда - из глубины веков... Второе. Вспомним Мюнхгаузена из замечательного фильма по сценарию Григория Горина. Он, говорит:. "Я беседовал, с. Сократом, пожимал руку Свифту..." и т. п. Но ведь это истина! Через, книгу мы общаемся с ее великим автором участвуем в "диалоге через столетия". Разговаривать с гением непросто; чтобы понять его, необходим значительный интеллектуальный багаж, но если это все же удастся, придет радость понимания или преодоления, а это, поверьте, одно из величайших наслаждений.

Наконец, третье. Литература дает возможность почувствовать себя творцом не только писателю, но и читателю! Когда-то знаменитый греческий оратор Демосфен нашел способ заставить аудиторию соучаствовать в его речи с помощью приема умолчания. Обличая тирана, он приводил массу фактов, но умалчивал о наиболее известном. Слушатели сами мысленно добавляли его к речи Демосфена и как бы присоединялись к ней: Это давало колоссальный эффект! То же происходит при чтении. Вы мыслите, рассуждаете параллельно с автором, воображение создает некий мир - и это есть творческий процесс! Вы тоже участвуете в работе над произведением, становясь в один ряд с Гомером, Пушкиным, Бальзаком!

УЕЗЖАЕМ В ТАЙГУ И ЧИТАЕМ БАЛЬЗАКА!

ПРЕДПОЛОЖИВ! Невероятное: в один прекрасный день человек решил покончить с телевизором и обратиться к литературе; Как это сделать? Лучше всего, конечно, просто выбросить "ящик" в окошко, но, боюсь, с вашими родственниками, лишенными тихого счастья лицезреть по вечерам ненаглядную Розу, может случиться инфаркт. Придется полагаться только на силу воли. А вообще-то лучший способ переключиться с ТВ на книгу - уехать в отпуск в какую-нибудь глушь, в тайгу, где только лоси да зайцы и никаких телевизоров. Возьмите с собой книги, причем не Сидни Шелдона, а что-то серьезное; волей-неволей придется читать, иначе по вечерам от скуки на стенку полезете. Главное - первый шаг, а там, глядишь, пойдет как по маслу! Ну а с чего начать, подсказывает Елена Корнилова.

- Тому, кто вообще раньше не дружил с книгой, рекомендую литературу, которая традиционно считается юношеской. Фенимор Купер, Марк Твен, Вальтер Скотт. Они доступны, читаются легко. Очень неплохи вещи, написанные с юмором, скажем, романы Джерома К. Джерома... Вполне можно начинать с замечательных произведений Ремарка, Хемингуэя, Фицджеральда - ничего там такого уж сложного нет. Поверьте, никакие детективы и мелодрамы не сравнятся с остросюжетными, увлекательными романами "Портрет Дориана Грея" О. Уайльда и "Шагреневая кожа" Бальзака. Великолепны Петроний и Апулей, поднявшие на невиданную высоту авантюрный греческий роман, считавшийся до того "желтым чтивом" вроде нынешних детективов. Это все в 10 раз интереснее, чем всякие "дамские книжки" и жуткие эпопеи про Марию! Только не надо бояться классики, не надо отвергать то, что кажется сложным и непонятным. Вините всегда не книгу, а себя; переходите постепенно от произведений с занимательным сюжетом к вещам более глубоким, к вечным проблемам, и тогда в конце концов вы сможете прочесть и Гомера,"Рабле, и Джойса, и Дос Пассоса...

Ну а я к списку, предложенному Еленой Николаевной, рискну добавить рассказы Джека Лондона, О. Генри, умную и динамичную фантастику Р. Шекли и братьев Стругацких... впрочем, продолжать можно до бесконечности...

Ну так что - выключаем телевизор, берем книгу? Успеха!

Смотрите также: