НЕМЕРКНУЩИЕ ЗВЕЗДЫ. Футбольный джентльмен

   
   

В1956 г., когда советская футбольная команда выиграла на Олимпиаде в Мельбурне золотые медали, 30- летний центрфорвард победителей Никита СИМОНЯН, превосходно сыгравший в финальном матче, решил отдать свою награду 19-летнему нападающему Эдуарду Стрельцову.

В ТЕ ВРЕМЕНА, стоит заметить, медали выдавали только тем, кто выходил на поле в решающей встрече. Стрельцов провел четыре предшествовавших финалу игры. Симонян - только одну, финальную.

На теплоходе "Грузия", на котором сборная СССР возвращалась из Австралии, Никита Симонян, уверенный в том, что Стрельцов больше, нежели он, заслуживает "золота", подошел к нему и попросил принять медаль, как память об Олимпиаде: "Она твоя". "Не говори ерунды, - ответил Стрельцов. - Ты заслуживаешь ее не меньше меня. И я не хочу ни о чем слушать".

Отец Симоняна - Погос Мкртычевич - родился в Турции, пережил там ужасы геноцида, убежал от них в Россию. Перебравшийся затем из Армавира в Сухуми, Погос Симонян шил чувяки и хотел приучить к этому ремеслу сына Мкртыча, имя которого постепенно, через "вольный перевод", сделанный партнерами по уличному футболу, превратилось в Микиту, а затем, когда Симоняна пригласили играть в Москву, - и в Никиту.

Симонян, прошедший в футболе путь от малоизвестного игрока московской команды "Крылья Советов" до тренера национальной сборной и являющийся сейчас вице-президентом Российского футбольного союза, всегда вспоминает о том, как отец пытался увещевать его: "Бросишь ты, наконец, эту хулиганскую игру или нет? Я же не напасусь на тебя обуви!"

Впрочем, убеждение Симоняна-старшего насчет никчемности дела, которому посвятил себя сын, было не раз поколеблено. Вот несколько случаев. Шел он как-то по улице, мимо компании отдыхающих, которые спорили о футболе, и кто-то из местных сказал болельщику "Спартака": "Вот идет Симонян-старший, отец Никиты". Тот сначала не поверил: "Не может быть!" А потом закричал: "Качать его, качать!" Погоса Симоняна схватили и начали подбрасывать вверх...

А весной 1946 г., когда сына пригласили играть в Москву за "Крылья Советов", в доме Симоняна-старшего в Сухуми был произведен обыск. Отца после этого арестовали и увели. Как потом выяснилось, с одной только целью: заставить его уговорить Никиту Симоняна вернуться в Грузию и играть за тбилисское "Динамо".

САМОГО Никиту Симоняна качали и подбрасывали вверх не раз. В Ереване в 1973 г. приятная "экзекуция" продолжалась несколько дней, стоило только тренеру ереванского "Арарата" появиться в людном месте. Он привел тогда "Арарат" - первый и последний раз в истории клуба - к чемпионскому титулу и выигрышу Кубка СССР.

Симонян отыграл в "Спартаке" одиннадцать сезонов после того, как в 1948 г. расформировали "Крылья Советов", становился чемпионом страны четыре раза, как тренер "Спартака" - дважды.

Верность Никиты Симоняна "Спартаку" подверглась серьезной проверке в 1951 г., когда он вместе с командой отдыхал после сезона в Кисловодске. Командующий ВВС Московского военного округа Василий Сталин прислал за ним самолет и пытался в своем особняке на Гоголевском бульваре в Москве уговорить перейти в команду ВВС и составить "сдвоенный центр" с Всеволодом Бобровым. "Я поклялся, что ты будешь в моей команде. Сам понимаешь, клятв часто не даю", - сказал Василий Сталин.

Футболист категорически отказался уйти из "Спартака", но никаких последствий не последовало.

А В 1952 г. форвард установил десятилетия затем державшийся в советском футболе рекорд скорострельности - 34 гола за один чемпионат страны.

В 1983 г., когда по вине французского арбитра, назначившего в Лиссабоне совершенно несправедливый пенальти в ворота сборной СССР (судья сам признался потом в ошибке), она проиграла отборочный матч португальцам (0:1), советский спортивный руководитель Марат Грамов, называвший волейбол "волетболом", издал приказ. Согласно этому уникальному документу, Валерию Лобановскому и Никите Симоняну запрещалось впредь тренировать сборные страны, включая юношеские команды.

Спустя два с половиной года, однако, Валерий Лобановский, Никита Симонян, Юрий Морозов и Сергей Мосягин снова возглавили советскую сборную, участвовали с ней в чемпионате мира в Мексике-86, а затем, на первенстве Европы-88 в Германии, вывели ее в серебряные призеры турнира.

Смотрите также: