КОММЕНТАРИИ. Не хочу жениться, а хочу учиться!

   
   

Любите ли вы учиться? Любите ли вы учиться так, как любят это толпы молодых людей, осаждающих в нынешнем году университеты? Величина этого большого и светлого чувства затмила небосклон пристрастий сегодняшней молодежи и поставила в тупик многих взрослых, кто на эту самую молодежь уже возжег свечку за упокой.

КАЖЕТСЯ, даже сами ректоры несколько подавлены такими огромными конкурсами. Чем же можно объяснить то, что на историю, философию, филологию (русская литература, а не английский с французским языки) конкурсы по 12-14 человек на место? Больше, чем на традиционно престижные экономические специальности. Это при том, что безработицу к концу этого года правительство обещает на уровне 8% - даже для привычных к рынку труда стран Запада это критический уровень. И неизвестно, не увеличится ли эта цифра.

Заметим, что вышеперечисленные специальности ориентированы на педагогику. Неужели новым абитуриентам так хочется окончить свои дни школьными учителями за 143 680 руб., когда единый проездной билет в Москве стоит сто тысяч за 1 месяц? А им известно, что можно пойти работать барменом, продавцом, охранником и уже через полгода получать на хлеб с маслом.

Впрочем, не все так загадочно, как кажется на первый взгляд. Да, в МГУ конкурс на психфак составил 11 человек, а на социологический - 12. Да, в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) было подано 14 заявлений на каждое место историко-филологического факультета, где есть такие приятные специальности, как гебраистика, классическая филология (латинские и греческие тексты), санскрит и бенгали. Да, это больше, чем на доходные надежные экономические профессии - тут конкурса больше 8 человек не зарегистрировано, а обычно 5-6. Но как-то забывается, что бизнес-школ, институтов управления и прочих экономических вузов сегодня, как собак нерезаных. Конкурс туда упал не оттого, что стало непрестижно и спрос понизился, а потому, что предложение возросло.

Разумеется, тех же психологов с социологами готовят в больших количествах, но все равно неизмеримо меньше по сравнению с необходимым. К тому же в таких вузах экзамены проводятся раньше, и после неудачи успеваешь подать документы куда-то еще, поэтому многие просто пробуются - не поступлю, ну и ладно. Вот и вылезли такие экстремальные цифры конкурсов. Но это чисто математические соображения.

Гораздо интереснее, почему сегодня вообще идут в университеты, почему готовы отдать 4-5 лет молодости на вгрызание в гранит науки? Среди многих причин безраздельная пальма первенства принадлежит страстному, жгучему, непреодолимому стремлению никогда не увидеть себя в гимнастерке цвета хаки и сапогах "попробуй сдвинь". Речь, разумеется, о юношах. Большинство социологических опросов выявляет именно эту силу, посадившую парней за парты. А рычагом к этой силе становится старый принцип соединения приятного - наличие вокруг девушек, друзей и родителей, а не "дедов" и армейского маразма, - с полезным - и мозги есть куда приложить, и диплом получишь.

Что же касается немосквичей, то они, кроме того, получают возможность жить и реализовываться в столице.

Известно, что в Америке выкладывают в год за образование стоимость "форда", потому что, получив диплом, смогут зарабатывать на десять машин в год. А у нас? Стоит ли напоминать подавшему заявление в мединститут оклад тарифного медработника?

Но мы забываем, что каждый из абитуриентов считает себя единственным. Что никто не представляет себя участковым врачом с пустым кошельком, желудком и взглядом. Мечтают стать академиком Лихачевым или богом офтальмологии типа Федорова. А пойдет он (она) на "учет, контроль, анализ, аудит и т. д.", станет бухгалтером, даже главным бухгалтером. И что? Когда у нас была в почете работа "с бумажками"? С глубоким же гуманитарным образованием можно сделать карьеру на телевидении, в сфере культуры, стать известным.

Удивительно, но молодежная интуиция совпала с авторитетными социологическими и маркетинговыми исследованиями. Профессор Ф. Э. Шереги, поставщик общественного мнения для Госкомвуза и канцелярии Президента, поведал вещи довольно неожиданные:

- Да, экономисты также не найдут высокооплачиваемой работы по специальности. Во-первых, не такие уж они специалисты, если повсеместно рыночной экономике на факультетах учат ранее читавшие "Критику капиталистического хозяйства". А во-вторых, даже если он менеджер западного класса, кому он здесь нужен? В наших условиях его знаниям и умениям сегодня, да и завтра применения нет. Единственная, подчеркиваю - единственная область, где нужно много квалифицированных кадров с дипломом по специальности, - это банки. Остальным экономистам еще долго придется теоретизировать о принципах дифференцированного маркетинга на примере пары упаковок кока-колы.

Вырисовывается любопытная картина: конкурсы огромные, битком забиты платные отделения, но диплом по-прежнему воспринимается не как получение профессии, т. е. куска хлеба. Идут учиться по принципу: знания за плечами не носить, не помешают. Да вообще, в интересном вузе теперь хорошо прятаться от безумия жизни, давая пищу мозгам и выворачивая известную поговорку наоборот - "Не хочу жениться, хочу учиться!"

Смотрите также: