ТОЛЬКО В МОСКВЕ БОЛЕЕ 48 тыс. ТАК НАЗЫВАЕМЫХ ДОВЕРЕННЫХ ЛИЦ-ИНФОРМАТОРОВ. Стукачи были, есть и будут

   
   

Глубоко ошибается тот, кто думает, что стукачество вместе с застойным периодом ушло в далекое прошлое. Оказывается, в каждом доме, подъезде, квартале, районе, как заверяют соответствующие службы, были, есть и всегда будут свои "глаза и уши".

ПО ДАННЫМ МВД, только в Москве насчитывается более 48 тыс. так называемых доверенных лиц- информаторов. В органах внутренних дел даже существует целая программа под названием "Работа с жилым сектором". У каждого участкового милиционера имеется своя сеть доносчиков, которые, когда надо, сообщат, что где-то иногородние снимают квартиру, где-то появился очередной притон, а где-то под гаражом-ракушкой скрывается угнанный автомобиль.

На блатном жаргоне информаторы имеют массу синонимов: борзописец, вложник, гад, девятка, дятел, засыпало, квочка, козел, масть кумовская, фраер заб за два шнифта, Чебурашка, яровая сука и т. д. Мало, наверное, найдется людей, которые так или иначе не пострадали бы в большей или меньшей степени от доноса стукачей. В свое время благодаря их деятельности через ГУЛАГ прошло более двух миллионов человек.

Стукачей, как правило, делят на три группы: любители (добровольные информаторы), карьеристы (стукачи на производстве) и стукачи-профессионалы. Вот о последней группе немного подробнее.

"Как-то попался я на мелкой краже, - поведал Александр М. - Следователь пообещал намотать мне срок на полную катушку, заверив, что пятилетка мне обеспечена. В тот момент страх возобладал над рассудком. Четко уловив мое настроение, следователь отложил папку с делом в сторону и провел со мной длительную беседу. Смысл беседы сводился к тому, что срок можно скостить до трешки, если он получит от меня достоверную информацию о группе марафетчиков, которых я хорошо знал. Тогда я и не подозревал, что в его кабинете шла самая обыкновенная "ломка" и крест стукача придется нести еще долгое время".

Как правило, стукачей часто отправляют по этапу из одной колонны в другую, при этом используют их, как говорится, на полную катушку.

Например, необходимо обнаружить пути попадания наркотиков на зону. Наиболее реально это сделать через осведомителя, а для этого ему необходимо завести знакомство с наркоманами, заслужить их доверие. Сделать это не так-то просто. И если стукач ранее не употреблял наркоту, то ему придется стать матерым наркоманом. Потягивая анашу, он не забывает стучать: как и где вольняшки доставляют товар, где его прячут и как реализуют. Первыми хватают гонцов; кое-кому крутят новый срок, а кого и вербуют для дальнейшей работы на оперативников. Причем бывали случаи, когда изъятая наркота обратно поступала на черный лагерный рынок. Стукач не может находиться в одном лагере длительный срок. Долгое пребывание его в одной зоне может быть опасным для администрации колонии. Чтобы этапировать стукача из одной зоны в другую, необходимо направить обоснование в центр о целесообразности такого перевода. Как правило, в рапорте указывается, что информатору угрожает серьезная опасность расправы, поскольку зеки начинают догадываться и подозревать его в связях с администрацией.

Стукачей в основной массе заключенных распознать не так-то просто. Профессиональные информаторы очень осторожны. Чтобы убедительнее выставить стукача как порядочного зека, режимники могут сымитировать театральную драку. После чего информатору придется посидеть 15 суток в ШИЗО, но несколько в других условиях. В камере-одиночке обычно для него уже припасены чай, сахар, табак и теплое одеяло. Таким образом поднимается авторитет стукача, поскольку многие думают, что он сильно пострадал. Ну а если стукач на грани "запала", то ему не избежать возмездия. Его могут избить, изнасиловать, да и просто "завалить", подстроив какой-нибудь несчастный случай.

Рано или поздно многомиллионная армия доносчиков оказывается на свободе. Но это вовсе не значит, что их профессиональная деятельность на этом заканчивается. Для многих стучать становится профессией. Раньше сотрудники КГБ старались широко использовать информаторов. Сейчас же доверенные лица - так их называют сотрудники милиции - питают информацией правоохранительные органы. Так что времена и политики меняются, а стукачи... остаются.

Смотрите также: