НИЖЕГОРОДСКАЯ МОДЕЛЬ НА ОРЛОВСКОЙ ЗЕМЛЕ. Как выжить на селе

   
   

Депутаты-аграрии на каждом перекрестке кричат о бедственном положении наших крестьян. Но криком, как известно, делу не поможешь. Слов нет, трудности село испытывает, и немалые. Но так ли все безнадежно? Побывав недавно в Орловской области, я убедился, что не так страшен черт, как его малюют. Хозяйства, которые не захотели жить по-старому, а прошли действительное реформирование, поднимаются на ноги. И примером может служить бывший колхоз "Родина".

СМЕНА вывески, произведенная но указу Президента, успехов этому хозяйству не принесла. Величина долга росла, кредитов никто не давал, зарплаты не было, крестьяне пьянствовали и растаскивали все, что плохо лежит. К сентябрю 1994 года сумма долга составила уже 140 млн. рублей.

Что делать? Дмитрий Романов, руководитель КООП "Родина", ломал голову, как выйти из создавшейся ситуации. Однажды, будучи по делам в администрации, он услышал, что Строев пригласил к себе в область консультативную группу, которая вела обучение по нижегородскому варианту. Романов о нем слышал, но, как и многие руководители, скептически относился к разного рода реорганизациям на селе. Сколько уж их было, а толку? Но все же, когда ближе познакомился с программой главного научного сотрудника Аграрного института РАСХН, доктора экономических наук Василия Узуна, известной в народе как нижегородская модель, то пришел к выводу, что в ней что-то есть. Главное - она не была застывшей моделью, вот только так и никак иначе, а предполагала варианты реформирования. Строилось все на добровольной основе. Кто не хотел ничего менять, тот мог прозябать и дальше.

Но все же главное было - решиться. И Романов, подобрав группу единомышленников, объявил на собрании, что они создают товарищество на вере. Форма это новая, поэтому сделаю некоторые пояснения. Отныне Романов и группа специалистов (всего 12 человек) стали хозяевами всего предприятия (полными товарищами). Все же другие - лишь вкладчики. Они являются пассивными инвесторами, чья ответственность ограничена лишь размером вклада. В случае банкротства с них и взятки гладки. Потеряют полученный при реорганизации пай, и все. Полные же товарищи лишались при этом всего имущества: как общественного, так и личного. Одним словом, риск был немалый, так что было о чем подумать.

КОГДА все документы были оформлены и они почувствовали себя реальными хозяевами, то сразу же стали искать, на чем можно сыграть, что позволило бы им поправить дела. Романов предложил купить маленький пивзавод. Как вещала телевизионная реклама: пиво - это на сегодня самое выгодное вложение средств, окупается за полгода. Потом же греби деньги лопатой. Но кто-то из компаньонов сказал Романову, что пиво пьют далеко не все, а вот хлеб... Тем более что хлебозавод-монополист не баловал крестьян свежим хлебом. И решил Романов с сотоварищами купить в Белгороде мини-пекарню. А чтобы до времени не гневить районных хлебопеков, они договорились пока помалкивать и выкупали помещение у райпотребсоюза как под изготовление пива.

Сказано - сделано. Не прошло и двух месяцев, как в поселке Дросково Покровского района появилась маленькая пекарня на 2 - 3 тонны в смену. В том же здании был открыт и магазин. Испекли - и продали. Пекарня сразу завоевала сердца односельчан. Тем более что у Романова и выбор приличный. Помимо черного и батонов - всевозможные сдобные булочки. И результат не замедлил сказаться. Буквально через полгода товарищество не только расплатилось с кредитами, но и покрыло все долги. Сейчас магазинчик с пекарней приносит им ежемесячно по 20 млн. чистой прибыли. Зарплату люди стали получать стабильно. И как говаривал нередко вождь всех времен и народов: жить стало лучше, жить стало веселее.

ПРИБЫЛЬ могла бы быть гораздо выше, - говорит Романов, - если б не приходилось закупать муку на стороне. Это все же дороговато обходится. Вот запустим собственную мини-мельницу, тогда...

- Реформирование сельскохозяйственных предприятий по той модели, которую разработали специалисты Аграрного института, - дело хорошее, - говорит Василий Узун, - но при этом не стоит забывать, что привести крестьян к лучшей жизни смогут только талантливые руководители, лидеры. Если же таковых не имеется, то ни одна из форм так называемой нижегородской модели не сможет спасти хозяйство от краха.

Смотрите также: