Примерное время чтения: 7 минут
130

Если нас поставят на счетчик, легче не станет (часть 1)

Газета "АиФ. Долгожитель" начинает публикацию статей о реформе жилищно-коммунального хозяйства. Это - одна из самых важных проблем, которые волнуют жителей России, в особенности наименее обеспеченную их часть - пенсионеров и малооплачиваемых бюджетных работников. Газета расскажет о том, чем вообще была вызвана реформа, как она будет проходить, на чьи плечи лягут основные расходы по восстановлению и модернизации жилищно-коммунального хозяйства страны. Предлагаем вам, уважаемые читатели, первый материал на эту тему.

Повторение - мать учения

ГАЗЕТА "АиФ. Долгожитель" не раз обращалась к вопросам жилищно-коммунального хозяйства и в частности к его (хозяйства) реформе. Даже можно сказать, что в каждом номере газеты были материалы, в той или иной форме посвященные этой проблеме. И все-таки в редакцию продолжают поступать письма, в которых наши читатели интересуются: сколько, кому, почему, когда и зачем надо платить за коммунальные услуги? Вопросы эти, на наш взгляд, вполне закономерны. Дело в том, что с момента, когда был впервые употреблен термин "жилищно-коммунальная реформа", прошло десять лет. За это время все мы запутались не только в терминологии, но и в сути проблемы. А потому, наверное, есть смысл начать с того, что такое вообще жилищно-коммунальное хозяйство.

Рассказать об этом, а также разъяснить важнейшие вопросы, связанные с реформой ЖКХ, любезно согласился Петр Борисович ШЕЛИЩ - депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, председатель Союза потребителей России.

- В понятие "жилищно-коммунальное хозяйство" входят две сферы. Я должен сразу сказать, что обе они неразрывно связаны с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Итак. Первая сфера - естественно-монопольная. Это электричество, тепло, газ, вода, канализация. Здесь нецелесообразно допускать конкуренцию, поскольку сразу возникнут неоправданные расходы. Для этой сферы устанавливается жесткое государственное регулирование тарифов. Правда, здесь нужен был бы общественный контроль, но это отдельный вопрос. Вторую сферу я бы назвал сферой противоестественных монополий. Здесь монополии быть не должно, здесь конкуренция просто напрашивается, а развиваться ей не дают. Ну, например, вывоз мусора. Какая монополия? Почему не могут побороться какие-то организации за право обслуживать тот или иной район? То же самое касается инженерного оборудования дома, уборки подъездов, дворов и так далее. Сегодня конкуренции здесь нет, нет реального рынка, а значит, мы вынуждены платить столько, сколько с нас требуют. А требуют, как правило, гораздо больше, чем это стоит.

Вроде бы понятно. Жилищно-коммунальное хозяйство - это совокупность служб, которые обеспечивают наше существование. Начиная от электрического освещения и заканчивая чистотой в подъезде. Все это вроде бы всегда было. Ну и слава богу, пусть бы так и оставалось. Ан нет. Кому-то понадобилась реформа жилищно-коммунального хозяйства. Кому и зачем?

Гром грянул

КАК выяснилось, государство сейчас не в состоянии оплачивать крышу над каждой нашей головой и чистоту в каждом нашем подъезде. Вот те раз! Выяснилось это, конечно, не вчера, давно было понятно, что оплата предоставляемых нам коммунальных услуг государству не по карману. Просто оно делало вид, что за нас платит, а мы делали вид, будто не знаем, что за нас государство платит нашими же деньгами, нам же недоданными.

А знаете ли вы, во что жилищно-коммунальное хозяйство обходится бюджету страны? Не знаете. Так имейте в виду, что затраты на ЖКХ сравнимы как минимум с затратами на оборону плюс просвещение. Какое государство это потянет? Никакое. Даже нелюбимая нами богатая Америка.

- В середине 90-х годов больше четверти федерального бюджета тратилось на дотации ЖКХ в регионах. На самом же деле это вопрос не федеральный. Это - проблемы села, города, области.

- Ну, об этом мы поговорим позже. А пока зададимся вопросом: почему так стремительно растут тарифы на услуги ЖКХ и почему эти услуги - за такие-то деньги - столь плохи?

Начнем со второй части вопроса.

- Всем известно, что есть диспетчеры в ЖЭКах, через которых нужно вызывать слесаря, электрика и проч. Вызвать часто бывает трудно, для отказа найдется у них тысяча причин, жаловаться же на этих людей совершенно бесполезно, им на все наплевать. Даже если придет к вам, скажем, слесарь, мало того что нетрезвый, он еще и денег потребует, хотя работу сделает плохо. С этим бороться надо. Не ЖЭКу, не государству, нам самим...

Вспоминается мне в связи с этим давний, даже очень давний случай. Было это, как говорится, в период застоя. Потек у меня в ванной кран. Дальше - по депутату. Звоню день, второй, третий... Ну нет слесаря. То ли у него запой, то ли бюллетень, то ли женится... А дело было перед какими-то революционными праздниками. Вот на четвертый день, получив раздраженным голосом очередной отказ в слесаре, я говорю диспетчеру:

- Прошу прощения, а вы разве не слышали вчера речь товарища Брежнева?

Она, естественно, в недоумении:

- А при чем здесь Брежнев?

- При том, - говорю я, - что товарищ Брежнев вчера сказал: главная задача всех учреждений и организаций - забота о простом человеке. Если вы этого не слышали или не поняли, я позвоню в райком партии, там вам разъяснят...

Ну, не через пять, но и не через двадцать минут у меня в квартире была бригада из четырех человек (это на один-то кран!), причем главный был при галстуке. Он долго извинялся, ссылался на занятость, нехватку рабочих рук... "Делов с краном" (выражение бригадира) оказалось минут на семь. Правда, через пару дней кран снова потек, но это уже другой вопрос. Вот что удивительно: так быстро идет время - и так медленно меняется ситуация. Единственная разница в том, что тогда хоть чего-то боялись, того же райкома партии, общественного, так сказать, порицания. Сейчас же... Впрочем, управу на них все-таки можно найти. Но об этом - позже.

- Есть другой вариант. Излагаю без подробностей. В Санкт-Петербурге есть дома (обращаю ваше внимание, речь идет о частной структуре), где за каждым подъездом закреплен один человек. Он и сантехник, и электрик, и плотник, и все что угодно. Он всегда при доме и получает столько, сколько все эти жэковские "умельцы", вместе взятые. Он держится за свое место, ему и в голову не придет напиться на работе. Так и должно быть. Вот когда мы придем к этому, многие проблемы снимутся. Судите сами. Если бы были конкурирующие с официальными структурами компании, мы могли бы выбирать и получать хорошее качество услуг за те же деньги. Вот мэр города Холмска, что на Сахалине, отдал часть коммунальных служб на откуп различным организациям. Теперь у него голова на этот счет не болит, и главное - граждане довольны.


В прошлом месяце Государственная дума приняла закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг". Подождем радоваться: мол, наконец-то все решилось. Дело в том, что законопроект не имеет прямого действия. Реализовываться он будет подзаконными актами - постановлениями правительства, которые доведут реформу жилищно-коммунального хозяйства до логического конца. А если говорить русским языком, нам объяснят, кто и как будет платить за крышу над головой и что кому будет, если этого не произойдет. Таких постановлений ожидается восемь. И опять-таки ожидается, что они будут внесены в правительство в ближайшие три месяца. Посмотрим.

Окончание в следующем номере "АиФ. Долгожитель".

Оцените материал

Также вам может быть интересно