СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА В ТУРКМЕНИИ НЕ БОЛЕЕ 15 ДОЛЛАРОВ В МЕСЯЦ. Под каракумским небом

   
   

ГОРОДА и веси Туркменистана заполонили иностранцы. Едут из мусульманского мира турки, иранцы, пакистанцы, ливанцы, афганцы. Чтобы попасть в Туркменистан на легковой машине, иностранцам нужно заплатить 200 долларов, на грузовой - 300. И глядя на великое множество заморских лимузинов, невольно подумаешь - какой же богатой должна бы стать суверенная страна, настежь раскрывшая двери перед своими единоверцами! Но, как говорят на Востоке, даже плешивому ясно, что едут сюда не для того, чтобы тратить деньги, а для того, чтобы их зарабатывать.

Не секрет, однако, что у себя на родине мало кто из турок зарабатывает столько, сколько на земле предков. А имея на руках деньги, турки начинают считать тех, у кого их нет, людьми второго сорта. Отсюда нередки конфликты. Скажем, устраивается гордый туркмен шофером к богатому турку. А тот в один прекрасный день заставляет его чистить обувь. Гордый туркмен, конечно, ни за какие деньги не станет этого делать - в результате скандал и "развод".

Безусловно, туркмена невозможно покорить. Но его очень просто обмануть, потому что он доверчив, как ребенок. Скажем, можно уговорить делать архитрудную работу и платить ему за нее гроши.

Доверчивому туркмену можно подсунуть залежалый товар, и он купит. Коммерческие и даже государственные магазины переполнены просроченными шоколадками, залежалыми пряниками, вспученными консервами. Как ни странно - товар идет: то, что в Турции выбрасывают, в Туркменистане - нарасхват.

711 предприятий возводится в Туркменистане иностранными фирмами. Что и говорить, строят иностранцы хорошо, добротно, новые объекты восхищают местное население. Но до тех пор, пока люди не узнают о стоимости содеянного. "Если бы нам заплатили только десятую часть, мы сделали бы в сто раз лучше!" - говорят строители.

КРАСАВИЦЫ ВОСТОКА И БИЗНЕСМЕНЫ

ПО АШХАБАДУ несколько раз проносился слух, что в загсах не регистрируют межнациональные браки: мол, таким образом государство объявило борьбу за чистоту нации. Местные газеты не раз опровергали эту дезинформацию. А для вящей убедительности стали печатать снимки, на которых запечатлены счастливые пары, соединившие свои судьбы в городе любви (именно так переводится название города Ашхабад). Как правило, местные красавицы с большим удовольствием выходят замуж за иностранных бизнесменов, что, конечно, можно объяснить стремлением к счастливой жизни. Всегда ведь кажется, что за морем люди лучше живут.

Владельцы иномарок без особого труда могут найти в Ашхабаде юных созданий, жаждущих любви и без регистрации брака. То, сколько обычный человек может заработать разве что за целый год, ей достается за ночь.

Многие иранцы и афганцы мечтают о том, чтобы укрепиться в Туркменистане, где жизнь все-таки гораздо веселее, да и легче, чем у них дома.

РУССКИЕ В ТУРКМЕНИСТАНЕ: ОСТАТЬСЯ ИЛИ УЕХАТЬ?

СОГЛАСНО статистике, ежегодно уезжает до 12 тысяч русскоязычного населения. Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов на встрече с российскими военными сказал, что славянское население будет и далее уменьшаться и в конечном итоге составит не более 4 %. Во всеуслышание он заявил, что мечтает переселить на историческую родину два миллиона туркмен, в основном из сопредельных государств.

Но особого наплыва коренного населения на территорию суверенного государства пока не наблюдается. Это связано прежде всего с уровнем жизни народа, который все туже затягивает пояса. В Туркменистане часто вспоминают, как восхищался министр обороны Павел Грачев политикой, проводимой президентом Туркменистана.

- Все президенты независимых государств должны брать пример с Ниязова, - говорил Грачев. - Это же здорово, что каждый труженик в Туркменистане будет получать не менее ста пятидесяти долларов!

Вопреки сказанному Павлом Грачевым, вряд ли найдется так уж много людей в Туркменистане, которые получают не менее ста пятидесяти долларов. Средняя зарплата не превышает 10 - 15 долларов в месяц, а цены - на мировом уровне. Подавляющее большинство населения независимого государства имеет доходы ниже прожиточного минимума. Мало кто верит в светлую перспективу, поэтому отток населения из Туркменистана усиливается. Это несмотря на то, что у Туркменистана нет прямого железнодорожного сообщения: единственный поезд Ашхабад - Москва не ходит, а цены на самолет запредельные.

Герой Советского Союза Иван Васильевич Богданов, родившийся и проживший в Туркменистане всю свою жизнь, кроме военного лихолетья, с горечью сказал: "Уезжают даже те, кто, казалось бы, прикипел к этой земле с самого рождения".

Уезжают не только русскоязычные, но и сами туркмены - кому есть куда уехать. И отток был бы более значительным, если бы человек мог продать свою квартиру в Туркменистане, если бы при выписке ему не чинили препятствий, если бы историческая родина - Россия - хоть иногда задумывалась бы о судьбах своих людей. В Туркменистане запрещена приватизация, а с нею продажа или обмен квартир.

Те, кто помнит Ашхабад шестидесятых - семидесятых годах, оказавшись здесь сегодня, не скрывают удивления: как мало осталось славянских лиц! А с введением с 1996 г. нового туркменского алфавита и переходом документации на государственный язык русскоязычные будут покидать Туркменистан еще стремительнее. Все чаще и чаще произносят вслух слова одного известного туркменского поэта-острослова, который заметил: "Зачем мне родина, если не будет русской женщины и русской водки?"

Смотрите также: