И. О. ГЕНПРОКУРОРА СКУЛУ КВАДРАТИТ. Быть ли "делу Масюк"?

   
   

Видимо, Генеральная прокуратура РФ нашла оптимальный для себя способ общения с реальностью посредством телевизора. Увидят, скажем, по телевизору сатирическую передачу - и к ответу ее за оскорбление чести и достоинства. Или покажут по телевизору преступника - и прокуратура давай ловить. Если уж не его, то хотя бы тех, кто показал.

КАК известно, параллельно скандальной проверке "Кукол" Генпрокуратура ведет еще и проверку обстоятельств взятия корреспондентом НТВ Еленой Масюк интервью у Шамиля Басаева. Оговоримся сразу: уголовное дело в данный момент не возбуждено. Пока все ограничилось беседами следователя Генпрокуратуры Калинкина с самой Масюк, оператором, снимавшим интервью, и шефом информационного вещания НТВ Олегом Добродеевым. Теперь по их итогам Генпрокуратура и должна сделать вывод: возбуждать дело или нет.

Для начала тут, конечно, неплохо бы решить, зачем его возбуждать. Понятно, что не из соображений борьбы с преступностью: ее-то меньше не станет. Не журналисты грабят и убивают, да и укрывают грабителей и убийц тоже не они. Журналисты просто исполняют свой долг. Причем так, как его стоило бы исполнять и стражам порядка. Потому что если не следить за перемещениями преступников по программам новостей, а ловить, так сказать, на местности, то, может, уже и поймали бы. Тем более что добралась до Басаева не только Елена Масюк. Например, в тот же день, что и ей, он дал интервью агентству Франс Пресс.

Но тогда зачем нужно это дело вообще? Видимо, ответ может быть только один: чтобы закрыть или существенно "ограничить в правах" накануне выборов негосударственное телевидение в лице его флагмана - НТВ. Потому что останавливаться на полпути Генпрокуратуре уже никак нельзя. Сначала конфуз с "Куклами", теперь спустить на тормозах историю с Масюк - и что получится? Получится, что бдительные сотрудники Генпрокуратуры выставят себя, простите, не очень умными и очень непрофессиональными людьми. А НТВ, которое и без того уже не нуждается в особой рекламе, обретет поистине героический ореол. Вряд ли цель г-на Ильюшенко состоит именно в этом.

Поэтому на НТВ следят за развитием сюжета с опаской и стараются страсти особенно не нагнетать. По крайней мере в редакции программы "Сегодня" корреспонденту "АиФ", пытавшемуся лично переговорить с Масюк, сообщили, что она, во-первых, в отпуске (при том, что в этот же день в эфир вышел новый ее сюжет), а во-вторых, строжайшим распоряжением начальства ей запрещено давать интервью. Правда, руководитель информационной службы Олег Добродеев разъяснил, что, во-первых, не в отпуске, а в командировке, а во-вторых, и запрета никакого нет. Просто на НТВ опасаются, как бы не навредить себе чрезмерными разговорами.

Также Олег Добродеев не пожелал раскрыть обстоятельства взятия интервью у Басаева. Обычно схема "добычи" подобных материалов примерно такова: через неких посредников журналист получает предложение встретиться с интересующим его персонажем. После утверждения всех деталей (нередко за такие встречи приходится и платить солидные суммы) журналиста отвозят на место. Экзотические повязки на глазах при этом необязательны (хотя и не исключены): сориентироваться в незнакомой местности и так бывает непросто. После интервью журналиста так же доставляют обратно, посоветовав забыть любые приметы места, если он успел их запомнить. Такое вот "укрывательство". Впрочем, Добродеев не подтвердил, что встреча была организована подобным образом. Зато заметил, что практически любой серьезно работающий в Чечне журналист знает, как взять такое интервью. И, учитывая неоднократность интервью, скажем, Дудаева и Басаева, с этим трудно не согласиться. И еще трудно не сделать вывод, что органы правопорядка работают в Чечне несколько менее серьезно, чем журналисты.

Смотрите также: