ПО ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ. Ошибки демократов

   
   

На 18 декабря только один демократический блок - "Яблоко" - однозначно был представлен в новом составе Государственной Думы. Шансы на то, что "Демократический выбор России" (ДВР) переползет 5-процентный барьер, сохранялись, но несколько призрачные: необсчитанные регионы юга России и поволжских республик в симпатиях к Гайдару доселе замечены не были.

ПОВТОРИВ результаты прошлого года, Григорий Явлинский, вопреки прогнозам, не смог занять место старого "Выбора России" (14%), что, кстати, ставит под сомнение его шансы в президентской кампании. "Яблоко" оказалось не готовым к тому, что Г. Зюганов придушил его в объятиях, рассказывая о грядущем "взаимодействии" с "хорошим" Явлинским.

ДВР, в свою очередь, растерялся, столкнувшись с мощной кампанией против него, организованной, как считают люди, работающие в Кремле, с помощью спецслужб. 14 - 16 декабря Москву захлестнула волна телефонных звонков: знакомые звонили знакомым "посоветовать": надо голосовать за Черномырдина, поскольку блок Гайдара наверняка не преодолеет 5-процентный барьер. Именно этой мощной волне слухов и сомнений и обязан приростом голосов в Москве блок Виктора Черномырдина.

Наводит на размышления тот факт, что социологи Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) так предсказывали первую четверку (я указываю результат опроса и прогноз): КПРФ - 24 (28), ЛДПР - 9,3 (11), НДР - 7 (8), "Яблоко" - 7,3 (7) процента. Более того, они указали на рост симпатий к партии Жириновского за последнюю неделю и оставили за чертой 5 процентов "Демократический выбор России" (2,4 (2,9) процента). Этот закрытый опрос был подан чекистами кремлевскому начальству 14 декабря и вызвал приступ паники.

Премьерской команде любой ценой надо было взять больше, чем наметил премьеру Борис Ельцин (8 - 10%). И она ударила по политической силе ("Демократическому выбору России"), которая во многих вопросах, например экономических реформ, была их союзником. Но Виктор Черномырдин еще не раз перекрестится, вспоминая о том, что лишь десятых долей процента недобрал ДВР благодаря ему. Перекрестится, когда Дума будет голосовать вотум недоверия его правительству. Сблокироваться же с антиправительственным "Яблоком" "Наш дом - Россия" (НДР) вряд ли способен.

Сам Егор Гайдар, уже зная о подобной деятельности в пользу НДР, не пошел по самому легкому пути. Он удержался от того, чтобы сделать давно назревший ответный ход. Резкое выступление против партии Черномырдина могло дать ДВР определенную прибавку голосов.

Именно на этом настаивал ряд видных членов политсовета ДВР, которые готовы были прислушаться к мнению экспертов. Да и был вполне конкретный повод: откровенно неуклюжие попытки выборов в Чечне, приведшие к вспышке насилия и попахивающие фальсификацией. В конце концов оппозиционной властям волной воспользовалось "Яблоко".

Хотя сурово отмежеваться от Кремля и "Белого дома" было бы своевременно, ДВР этого не сделал, а продолжал бороться с коммунистами, доказав право называться второй в России (после КПРФ) идейной партией.

В одномандатных округах Москвы демократы разных взглядов продемонстрировали блестящие результаты: практически везде согласованные между блоками яркие кандидаты прошли в Думу. Избраны Сергей Ковалев, Сергей Юшенков и Эдуард Воробьев (ДВР), Валерий Борщев ("Яблоко"), Ирина Хакамада ("Общее дело"), Борис Федоров и Александр Жуков ("Вперед, Россия!"), Владимир Лысенко (ПГЛ).

Но если мы посмотрим на результаты выборов по партспискам, то увидим впустую растраченные голоса.

Анекдотический пример - деятельность хорошего экономиста Павла Медведева (между прочим, член правления ДВР), создавшего собственный избирательный блок. Сам он избран в московских Черемушках как единый кандидат реформистов, а его объединение получило 0,1%, которых так не хватало "Демократическому выбору". Более серьезны 0,2% - Бориса Федорова, 1,8% - Эллы Памфиловой, 0,7% - блока Ирины Хакамады...

Но объединить с ДВР Бориса Федорова или видевшую себя кандидатом в президенты г-жу Памфилову было невозможно. (Хотя в конце концов никто не мешал быть прагматичными: объединиться, чтобы потом размежеваться.)

А вот договориться с г-жой Хакамадой "Демвыбору" было реально: разговор шел о месте в списке. Ирине предлагали 7 - 8-е, а надо было уступить третье. В конце концов пользы от участия в кампании Лидии Федосеевой-Шукшиной (номер 3 списка ДВР) было мало.

...В любом случае - очередной урок всем западникам, демократам и реформистам дан, но, как всегда, наших индивидуалистов он ничему не научит.

Смотрите также: