Сегодня уже стало очевидным, что Советский Союз в своем первозданном виде вряд ли восстанет из пепла. Можно лишь сожалеть об этом. Между тем ряд признаков говорит о том, что мы стоим на пороге формирования нового союза.
КОМУ ПОМОГ ЗАПАД?
ОДНИМ из основных мотивов развала СССР было стремление избавиться от нахлебников. Причем каждая союзная республика считала таковыми всех, кроме себя. Казалось, что после получения независимости богатые страны с радостью придут им на помощь - дадут денег, накормят и напоят, научат уму-разуму. Не ошиблись только в одном - советов получили столько, сколько их не было никогда. Впрочем, и финансовая помощь тоже была. Но чаще она доставалась высокопоставленным чиновникам. Их с размахом, не жалея денег, принимали за границей, ненавязчиво пристраивали их детей на учебу, выплачивали неплохие гонорары за лекции и книги воспоминаний, которые так и пылятся на полках магазинов.
ШКУРНЫЙ ИНТЕРЕС ВО ВСЕМ
ЗА ВСЯКИМИ катаклизмами (кроме природных), такими, как войны, революции и гибель империй, стоят интересы конкретных людей. Так и беловежское соглашение, убившее СССР, явилось следствием полной импотенции руководителей КПСС, их неспособностью разрешить десятки противоречий, раздирающих Советский Союз. И это оказалось как нельзя более кстати для всех 15 братских республик и, конечно же, их лидеров. Видя перспективу стать полновластным хозяином, получить Власть, они стали не только людьми демократичными, но и религиозными, а также любителями всего национального. Это было потребностью времени, так нравилось людям. Сегодня наблюдается обратный процесс.
БЕЛОРУССКАЯ МОДЕЛЬ
НАИБОЛЕЕ продвинутыми в плане серьезных интеграционных процессов остаются отношения России с Белоруссией. Близость президентских выборов добавила им дополнительную окраску. По версии, циркулирующей с недавних пор в Москве, эти страны стоят на пороге очень важного решения - подписания "Соглашения о конфедерации Российской Федерации и Республики Белоруссия". Собственно говоря, конфедерация уже существует. Осталось лишь зафиксировать это на бумаге и ратифицировать в парламентах.
Только вот загвоздка - Конституции обеих стран в этом случае будут нуждаться в корректировке. И опять - это как раз то, что нужно и минскому, и московскому руководству. По мнению аналитического центра "АиФ", Президент России мог бы в этом случае предложить Федеральному Собранию перенести сроки выборов Президента на год-полтора для внесения изменений в Конституцию. Это было бы выгодно всем политическим силам. Президенту - чтобы разобраться с тяжелейшим социальным положением российского населения и уйти в историю или на второй срок без знака "минус". Оппозиции же не пришлось бы в случае победы на летних выборах принимать груз неподъемных проблем, чтобы неминуемо в них захлебнуться.
Белорусское руководство также вздохнуло бы с облегчением. На период "свадьбы" и "медового месяца" белорусы меньше бы обращали внимания на бедственное положение своей экономики.
ПРИНЦИП "ДОМИНО"?
ИЗБАВИ Бог упрощать проблему интеграции постсоветских государств. Все мы прошли разные отрезки пути в открытую мировую экономику. К тому же трудно себе представить, что нынешние президенты захотят снова стать секретарями республиканских комитетов партии. Ни за какие коврижки их не вытащить из президентских дворцов и самолетов, не заставить убрать свои светлые образы с денежных знаков. Да и нужно ли это? Утверждать в Москве план застройки далекого киргизского кишлака - глупо. Но также глупо смотреть безучастно, как разваливаются на глазах заводы, приходят в негодность десятилетиями создаваемые системы сейсмобезопасности, телекоммуникаций, транспорта, метеорологии, науки, безопасности. В то же время Западная Европа дает нам пример того, как, сохранив десятки президентских и королевских дворцов, самолеты с национальными флагами, можно объединиться. Мы же располагаем еще и таким столь необходимым инструментом общения, как русский язык.
По мнению аналитиков, к практически созданной конфедерации России и Белоруссии очень скоро мог бы присоединиться Казахстан.
Практически о всех странах СНГ можно сказать то же самое. Рано или поздно они войдут в сферу интересов ближайших соседей и им придется выбирать наиболее выгодного партнера.
ВСЕ - ДО ЛАМПОЧКИ
К БОЛЬШОМУ сожалению, сближение стран СНГ пока может рассматриваться как результат сиюминутной выгоды (случай с Белоруссией). Продуманной, ориентированной на перспективу ближайших десятилетий политики не проводится. Аналитические центры, изучающие, и отслеживающие положение дел в СНГ, действуют без финансирования, на свой страх и риск. Их выводы и рекомендации во внимание скорее всего не принимаются. Складывается впечатление, что те, кто уполномочен принимать стратегические решения, продолжают думать, что и так никто никуда не денется. А что, если денутся -одни в лоно НАТО, другие -Турции, Ирана или Китая. Как бы не стало поздно.
Смотрите также:
- В РЕСПУБЛИКЕ ЧИСЛО МИНИСТЕРСТВ СОКРАТИЛОСЬ С 36 ДО 16. Молдова: в поисках своего пути →
- НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Н. ГОНЧАРА. Чтоб не пропасть поодиночке... →
- НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. Желтое колесо →