Сталинской внешней политике второй половины 30-х гг., какой бы жестокой и циничной она ни выглядела, не откажешь в логике. Стремясь любой ценой сохранить и упрочить свою империю, "вождь" осторожничал, иногда даже слишком, стараясь не ввязываться в авантюры с сомнительным исходом... Пожалуй, единственным исключением в тот период стало прямое участие Советского Союза в гражданской войне в Испании. Об одной из возможных причин, побудивших советское руководство на столь нетипичные для него действия, рассказывает кандидат исторических наук Юрий РЫБАЛКИН.
ВОЕННЫЙ мятеж под руководством генерала Франко начался 17 - 18 июля 1936 г. Быстрота распространения мятежа, угроза прямой итало-германской интервенции, а также подчеркнуто отстраненная позиция Англии, Франции и США вынудили республиканское правительство Испании обратиться за военной помощью к СССР.
ПОЧЕМУ КОЛЕБАЛСЯ СТАЛИН?
В ТЕЧЕНИЕ первых двух месяцев войны на Пиренейском полуострове Кремль довольно холодно реагировал на многочисленные и упорные ходатайства республиканцев о поставках советского оружия. Сталину, уже согласившемуся с Декларацией о невмешательстве в дела Испании, явно не хотелось идти на прямой конфликт с Гитлером и Муссолини. К политике же западных демократий в Москве относились с большим подозрением. У дальневосточных границ СССР набирала обороты японская военная машина. Кроме того, поставки в далекую Испанию могли осуществляться только морским путем, что было чревато опасностью перехвата грузов.
Однако 29 сентября 1936 г. политбюро ЦК ВКП(б) неожиданно принимает решение об оказании республиканцам широкомасштабной помощи... К тому времени войска генерала Франко подошли вплотную к Мадриду. Правительство Испанской Республики обратилось к Правительству СССР с просьбой принять на хранение три четверти золотого запаса страны - примерно 510 тонн.
Формальной датой обращения считается 15 октября, однако сам факт, что уже 17 октября был дан положительный ответ на уровне политбюро ЦК ВКП(б), заставляет предположить, что предварительные консультации были проведены намного раньше (возможно, в сентябре). Весьма вероятно, что именно перспектива получения столь драгоценного залога и послужила тем толчком, в результате которого Москва все- таки решила занять более активную позицию в "испанском вопросе".
Показательно, что и тут Сталин проявил максимум осторожности: на заседании политбюро 19 октября было решено информировать испанскую сторону о том, что "наша ответственность за сохранность золота начинается с момента сдачи его Наркомфину СССР в нашем порту".
"ТАНКИ ВМЕСТЕ С ЭКИПАЖАМИ"
ИЗ МАДРИДА золото, помещенное в 7800 ящиков (по 65 кг в каждом), было перевезено в порт Картахена. Его приняли на борт четыре советских судна: "Нева", "КИМ", "Кубань" и "Волголес". "Золотой караван" держал курс на Одессу, причем каждый из транспортов шел самостоятельным маршрутом.
В одесском порту ящики с золотом погрузили в вагоны и специальным эшелоном перевезли в Москву. В Наркомфин СССР груз был доставлен 6 ноября 1936 г. Отныне республиканская Испания оплачивала в счет золота советские военные поставки, обучение в СССР специалистов для Народной армии, услуги советских военных советников.
Важная деталь: в архивных документах фигурируют обязательства советской стороны поставлять "танки и самолеты с экипажами". Известно, что в Испании в 1936 - 1939 гг. были убиты, искалечены или пропали без вести несколько сотен "советских военных добровольцев".
В марте 1939 г. Испанская Республика потерпела окончательное поражение, ее правительство эмигрировало в Мексику. К этому моменту СССР успел поставить на Пиренейский полуостров до 500 тыс. тонн вооружений, боеприпасов и других материалов. Советские преподаватели подготовили около 20 тыс. специалистов для Народной армии. В сущности золото было израсходовано уже к 1938 г.
В течение десятилетий все, что было связано с "испанским золотом", оставалось в СССР запретной темой. Совпадение это или нет, но многих участников операции впоследствии расстреляли. Еще в 1937 г. делегации Германии и Италии пытались поднять в Лондоне, в Комитете по невмешательству в дела Испании, вопрос о местонахождении "золотых запасов испанского банка". Из Москвы немедленно последовало указание советскому представителю И. Майскому "решительно возражать против обсуждения лондонским комитетом вопроса об испанском золоте".
"Испанское золото" существенно пополнило золотой запас Советского Союза, который, согласно рассекреченным лишь в начале 90-х гг. данным, составил в год смерти Сталина почти 2050 тонн. Впрочем, преемниками "вождя" этот запас был постепенно растрачен. К моменту распада СССР он не превышал 140 тонн.
Смотрите также:
- АМЕРИКАНСКАЯ ГАЗЕТА О МЕМУАРАХ ХРУЩЕВА. Неизвестные записи Никиты Сергеевича →
- КАК СТРЯПАЮТСЯ ЛОЖЬ И КЛЕВЕТА. Провокации в арсенале антисоветизма →
- Сражающаяся партия →