Этот человек добился очень многого: был первым секретарем Орловского обкома, секретарем ЦК КПСС по сельскому хозяйству. В новых условиях он еще раз повторил свое восхождение на политический Олимп. Его избрали главой администрации Орловщины, а затем он стал председателем Совета Федерации.
Но он не карьерист. Он специалист своего дела, ученый, а самое главное - человек, который благодаря своему опыту и управленческому таланту может стабилизировать самую конфликтную ситуацию. В области, в верхней палате парламента и во многом в России. Это Егор СТРОЕВ.
- Егор Семенович, сейчас почти у всех состояние тревоги: ждут выборов 16 июня. Одни боятся, что коммунисты у них отнимут свободу и собственность (если они победят), другие опасаются, что им достанется от Ельцина за поддержку Зюганова. Как у вас на душе?
- Спокойно. Я недавно три часа беседовал с Солженицыным, и его тоже удивило мое спокойствие. Он волнуется, как будут проходить выборы, а я озабочен тем, что будет после 16-го числа. Ведь всем нам - и политикам, и народу - нужно определиться в стратегии самой жизни, понять, что будет завтра даже не с самим человеком, а что будет с его ребенком, с его внуком.
Я считаю, что Россия решительно и твердо встала на путь глубоких экономических, социальных и политических реформ. И никакие ветры ее назад не повернут. Это уже явление, которое становится постепенно составной частью массового человеческого мышления. Оно по-разному захватило каждого из нас, коснулось и плохой, и хорошей стороны человека. Но очень часто, побродив по разным путям-дорогам, вы находите нужную. И пусть она не асфальтирована и вся в рытвинах, но это та дорога, по которой будет легко двигаться вашим потомкам.
ЗАЧЕМ ЖЕ РЕЗАТЬ ПО ЖИВОМУ
- К сожалению, есть немало людей, которые мыслят конкретными категориями и до такой философии не доходят. Они помнят то хорошее, что было раньше, и хотят его перенести в сегодняшний день. Одновременно надеясь, что позитивные сдвига последних лет тоже останутся.
- Ну на то и предвыборная кампания, чтобы отделить белок от желтка. Но разделять нужно, не разрезая по живому. Нельзя разделить общество на две половины. Оно сегодня действительно не ясно представляет, куда нужно идти. Часть населения думает и живет в соответствии с мировоззрением, которое было раньше. И ничего мы с этим не сделаем. Надо спокойно на это смотреть. Другое дело -какая часть населения.
- А если большая?
- Я не думаю, что большая...
- Вы в Совете Федерации общаетесь с губернаторами и руководителями местных законодательных собраний. Что они говорят о соотношении сил в регионах?
- Я с губернаторами и другими руководителями регионов часто разговариваю. Но больше всего прислушиваюсь к простым людям. Подхожу, например, к покупателям в мясных рядах на рынке, начинаю говорить о простых вещах (жизнь в конечном счете конкретна). Если человек берет мясо по 8 - 10 тыс. рублей за килограмм и говорит, что цену нужно опустить пониже, то возникает вопрос: до какой степени? До 2 рублей за килограмм?.. И вообще можно ли идти по этой дороге, опуская цены до 2 рублей? Или все-таки надо думать о том, как постепенно повышать заработную плату?
Простые люди больше говорят не о выборах, а о стоимости - мяса и молока, рассуждают о возможности заработать деньги, получить кусок земли, развить свое производство, стать предпринимателем. Чувствуешь, что образ мыслей людей резко меняется. Особенно у молодых. Мало кто стал ярым демократом или консерватором.
Другое дело, что много негативных наслоений: медленно развивается экономика, останавливается промышленное производство, заработная плата низка и выплачивается несвоевременно... И вот именно это для многих становится сегодня определяющим, а не сам процесс движения России в сторону реформ. Люди хотят реформ, но, как это принято в православной религии, реформ справедливых, достойных бедного человека, когда и верхняя, и нижняя власть уважаема.
Если конкретнее ответить на ваш вопрос: что возобладает? - то я твердо знаю, что все равно возобладает линия движения вперед. Тяжело ветеранам, пенсионерам. Тяжело им не потому, что зачастую пенсия мала, а потому что ушли силы, и человек не может угнаться за ритмом жизни в новых условиях. Понимая это умом, он бессилен вписаться в новую среду взаимоотношений. Вот это порождает ностальгию по прошлому. Но эти люди не до такой уж степени агрессивны, как это хотели бы представить.
Вот вам пример. Первого мая был в Орле и узнал, что напротив здания администрации начинается митинг. Предвыборный, прозюгановский. Я предложил своим заместителям вместе туда пойти. Послушали одного, другого, третьего... Потом решил сам выступить. "Милые, добрые мои орловцы! - сказал я. - Нам действительно трудно. Почти всех, кто здесь стоит, я знаю. И вашу боль и страдания понимаю. В то же время хочу рассказать, что мы делаем..." И начал рассказывать о нашей работе. Потом люди подошли ко мне со своими обидами: у одного лекарства нет, второму задержали пенсию, третий попросил разобраться с квартирой. После митинга я принял часть из них, а остальных попросил подойти на следующий день, 2 мая. Вроде бы самые непримиримые, жесткие пришли ко мне. Но оказалось, никакие они не жесткие, не агрессивные, а просто уставшие, больные люди.
- Егор Семенович, вы знаете Купцова, Лукьянова, Варенникова... Это второй эшелон людей, стоящих за Зюгановым, которыми обычно пугают. Насколько способны они резко развернуть реформы?
- 14 мая мы в Совете Федерации собрали "круглый стол", где поставили вопрос о корректировке курса реформ, и пригласили на обсуждение министра экономики Евгения Ясина, депутатов Государственной Думы, представителей различных политических партий и течений: Юрия Маслюкова - от коммунистов, Людмилу Вартазарову - от социалистов, Гавриила Попова - от социал-демократов, многих других. Пригласили академиков, представителей аграрной экономики. И, к моему удовлетворению, все сошлись во мнении, что настало время осуществить корректировку курса реформ.
ДЕЛО - ЗА ПРОФЕССИОНАЛАМИ
- Но сядут ли эти люди за стол переговоров после 16 июня или часть из них сядет в другое место - это вопрос. А если все же сядут за стол, найдут ли ту согласительную линию, которая поведет Россию не назад, а вперед?
- Этот вопрос меня тоже волнует. Есть группа людей, желающих мстить, наказывать, вылить все негодование, которое в них накопилось, - в обществе всегда существовали такие люди... Пока не поздно, надо объединять людей. Этому мешает влияние людей вчерашнего дня.
И компартии. Хотя, я думаю, их влияние все-таки не очень серьезно. Я всех этих людей знаю хорошо. С ними я работал; попадал в разные ситуации и знал их интеллектуальные способности тогда и знаю теперь. Многие из озлобившихся и тогда не нужны были в управлении, да они и сейчас не нужны. Но им кажется, что если они придут к власти, то окажутся у дел.
Кстати, и на волне демократии пришли к власти многие озлобившиеся. Но от них пришлось избавляться, потому что, кроме беды, людям они ничего не принесли. Пока к руководству не придут профессионалы, специалисты, люди, знающие, как надо делать реформы, до тех пор мы будем страшиться возврата прошлого, отката назад.
Беда нашего последнего периода заключалась в том, что основная интеллектуальная часть общества была отторгнута. А кое-где шизоидные элементы, сев порулить, оказались совершенно недееспособными. Сейчас же неопытных и непрофессионалов люди не подпускают к важным участкам ни на заводе, ни в коллективном, ни в фермерском хозяйстве. Мы стали опять ценить специалистов, интеллект. А это важная победа.
- Не соглашусь с вами... Мы будем голосовать сейчас не за партию профессионалов или непрофессионалов. А будем выбирать, идти ли по пути развития нового строя, искоренения недостатков, которых накопилось немало, или вернуться назад, к более идеологизированной экономике и жизни вообще, когда диктовать будет партийная программа, партийная дисциплина, жестко очерченные рамки... Есть и конкретные планы - навести порядок по методу "прореживания морковки". Как рассказали нам люди из компартии, рассматриваются варианты "выдергивания" по 5 - 10 человек из каждого социального слоя в каждом регионе, чтобы остальные боялись. Как вы понимаете, возможно встречное сопротивление. Опять силы пойдут не в сторону экономических и социальных реформ, а на борьбу...
- Те, кто предлагает формулу "выдергивания" людей и призывает к мщению, -неумные люди. Сегодня "горючего материала" в обществе накопилось порядочно. Нельзя ориентироваться на того, кто поджигает бикфордов шнур. Надо опираться на тех людей, кто сдерживает резкие движения, на ту мыслящую часть общества, которая действительно видит объективные трудности и понимает, что Россию нельзя повернуть, как корабль, ни влево, ни вправо - она просто разломается. После второго поворота она просто рассыплется, как рассыпался Советский Союз.
- Скажите, есть сейчас база в экономике для того, чтобы власть смогла решить эти задачи? Или делаются просто попытки перед выборами припудрить раны?
- Если есть рана, то она рана. И нормальный человек должен лечить любую рану, которая возникла. Возьмем простой вопрос - выплата заработной платы. Называйте ее раной или ошибкой, но меры принимать надо! Это, на мой взгляд, элементарный экономический просчет. Придется теперь давать кредиты или займы или ценные бумаги выпускать, чтобы выйти из этого положения. Но это и называется повседневной, кропотливой, черновой работой, которой должны заниматься все органы государственной власти. А народ не может быть виноват. Он избрал власть, которая должна думать, как выходить из этого положения. Сегодня мы должны стратегически определиться - как будем поддерживать отечественное производство. Именно наше собственное производство является бюджетообразующим фактором.
КОМПРОМИСС - КОАЛИЦИЯ
- Следуя вашей логике, вам, вероятно, будет близка появившаяся в последние дни идея создания коалиционного правительства. Вы считаете это реальным? Или это предвыборные разговоры?
- Я думаю, что конкурентов убрать с политической арены не удастся никому, но будем честно говорить: конкурентов-то нет. Сегодня есть два соперника, две политические линии: Зюганов и Ельцин. А остальных я не могу назвать конкурентами. Это просто "рыцари удачи". Они сегодня прекрасно понимают, что никто из них не станет президентом, но попробовать себя, людям показать - это пожалуйста.
Если не будет решающей победы одной из политических сил, а ее уже, видимо, не будет, то неизбежно, как компромисс, - коалиционное правительство.
- После выборов?
- Разумно сделать это заранее. При других исходах вообще может не получиться никакого компромисса.
- По поводу Совета Федерации... Как вам удается управлять людьми столь разных политических убеждений?
- В Совете Федерации каждый - личность, и довольно значительная. Они имеют больше претензий на жизнь, чем депутаты Государственной Думы. Это, может быть, и составляет сущность Совета Федерации: имея большие претензии к жизни, люди знают цену этим претензиям, и поэтому они более осторожны, более взвешены и прагматичны. Они привязаны к конкретной действительности ежедневно и ежечасно. Каждый из нас, сидя в зале заседаний и рассматривая конкретные законы, ни на секунду не забывает, что дома - простые люди с их бедами и заботами, с невыплатой заработной платы, другие сложнейшие проблемы. Моя задача - не пытаться "садиться верхом", не одергивать, а помогать членам Совета Федерации в их трудной ноше. Что я и делаю.
- Вас все время стараются сблизить с Зюгановым, потому что вы земляки и, как говорят, поддерживаете тесные дружеские отношения.
- Говорят еще, что я дружу и с Борисом Николаевичем Ельциным, и со Святославом Федоровым, и с Николаем Федоровым из Чувашии много раз встречался, находился я и в составе КРО, и НДР, а также говорят, что я друг Черномырдина... У меня такой принцип: не делать врагов для себя, а делать жизнь. Я ни разу не поступился теми наработками, о которых рассуждаю. Не мне диктовали, а у меня всегда совета спрашивали, опыт и идеи перенимали. Поэтому, кто бы с какой стороны ни мерил Строева, я все равно остаюсь самим собой, поскольку жизненную дорогу определил не сегодня и не вчера. Я был и остаюсь Строевым.
Беседовал Николай ЗЯТЬКОВ
Смотрите также:
- ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. Б. Ельцин, интеллигенция и диктатура →
- КОММЕНТАРИЙ. "Эй вы там, наверху..." →
- Тайный советник Кремля →