Постановление правительства, вступившее в силу 1 августа, не имеет аналогов в истории советской и российской таможни: никогда наш экспортный товар, купленный за границей и ввезенный на территорию нашего государства, не облагался драконовской таможенной пошлиной. Теперь российским гражданам предписано платить по 1 ЭКЮ (1,27 доллара) за каждую лошадиную силу "Жигулей", приобретенных за рубежом. За "девятку", например, надо будет заплатить таможне примерно 2 тыс. долларов. За иномарки придется доплачивать в виде таможенной пошлины, акциза и НДС в среднем 85% к продажной цене.
РОССИЯНАМ следует распрощаться с мечтой о дешевом автомобиле. Не только об импортных, но и о вполне доступных за границей "Жигулях". В Канаде, например, ВАЗ продает свою весьма ненадежную, абсолютно неконкурентоспособную продукцию по бросовой цене - не более чем 5 тыс. долларов. В Финляндии, Эстонии или Нидерландах цены примерно те же. Больше за морально устаревшую машину никто не дает. Монополия ВАЗа породила уродливое явление, именуемое в экономике "ножницами": искусственно заниженные, по существу бросовые цены на внешнем рынке монополисты компенсируют за счет внутреннего.
Автомобильные генералы вовсе не шутили, когда некоторое время назад заявили прямо: что сделаем, на том и будете ездить. Несмотря на робкий протест со стороны Государственного таможенного комитета и предложения снизить таможенные тарифы на определенные марки ввозимых автомобилей иностранного производства, отечественное автомобильное лобби оказалось сильнее. Было принято решение, которое назвали бы дурацким даже в правительстве времен развитого социализма. Чтобы не конкурировать с самим собой, ВАЗ не без помощи своих людей в правительстве буквально "продавил" введение запретительных таможенных тарифов. И в первую очередь - на свою же продукцию.
В свое время руководители ВАЗа предлагали довести валютный курс до 9 -10 тысяч рублей за доллар, что автоматически увеличило бы его доходы по меньшей мере вдвое. Тогда с господами монополистами не согласились. Протащить идею не удалось. Автомобильное лобби взяло реванш сейчас. Воистину "государственный" подход. И зачем ломать голову над повышением качества и конкурентоспособности российских автомобилей, если можно диктовать курс доллара и монопольно повышать цены даже в период подавления инфляции?
Трудно было бы объяснить Гансу или Жану, почему ни с того ни с сего "Ситроен" либо "Мерседес" взвинчивают цены процентов эдак на 25. На Западе это невозможно. Там конкуренция. Не продал ты - купят у другого. У ВАЗа монополия. Поэтому он объясняет Ивану и Петру - цены надо обязательно повышать, мол, инфляция. Да и отечественного товаропроизводителя надо поддерживать. Ничего не поделаешь.
Но почему непрофессионализм и закостенелость нашего товаропроизводителя должны оплачивать Иван с Петром? Почему, например, автозавод покупает сортовую сталь по цене почти в 3 раза выше той, что она стоит? Почему руководство ВАЗа за эту сталь переплачивает отечественному товаропроизводителю, а не купит ее на Лондонской бирже металлов? В равной мере это можно отнести и к комплектующим. Почему бесхозяйственность, неспособность рационально организовать производство и откровенное рвачество наши славные автомобилестроители закладывают в цену?
Да, отечественным товаропроизводителям сегодня трудно. Налоги для многих непосильны. Но российскому автомобилестроению грех жаловаться на экономическую политику государства. Ни одна отрасль национальной промышленности не видела и не видит такого протекционизма со стороны правительства. Кто бы купил устаревшие "Жигули", в равной мере "Москвичи" и "Волги", если бы не дикие российские таможенные пошлины на современные импортные машины?
Основными заграничными покупателями вазовской продукции были до 1 августа наши граждане, так как у нас в стране "Жигули" стоят почти в 2 раза дороже. Неплохо зарабатывали на реэкспорте российских автомобилей и предприимчивые мелкие фирмы, которых, по всей вероятности, теперь ждет разорение. Судя по низкому качеству вазовских машин и отсутствию реальных перспектив создания конкурентоспособных моделей, у руководства предприятия есть полная уверенность в сохранении такого положения и в консервации технической отсталости. Введение запретительных таможенных пошлин - лишнее тому подтверждение.
Российское автомобилестроение может существовать только в условиях "железного занавеса". Любые предложения о кооперации со стороны иностранных автомобильных фирм почему-то встречаются в штыки. Российский покупатель не столько нищает, как некогда утверждал в своем интервью в "АиФ" Владимир Каданников, сколько не успевает богатеть в соответствии с ценовой политикой, проводимой предприятиями, подобными ВАЗу. И если российское правительство и дальше будет идти на поводу у автомонополистов, то скоро границы будут наглухо закрыты, а малейший намек на конкуренцию и покупательский выбор ожидает жестокое искоренение. Затем можно повысить цены так, чтобы "Жигули" стоили никак не дешевле "Мерседеса". Вот тогда ВАЗ решит все свои проблемы.
А в то время как таможня при "помощи фантастических тарифов прививает гражданам любовь к российским автомобилям, государственные чиновники с удовольствием эксплуатируют "Мерседесы" и "Ауди". И на "Волгу" их ни за что и никогда не променяют.
Владимир ГАПЕЕВ, экономист, г. Озеры Московской обл.
Смотрите также:
- КОНФЛИКТ. Заработал ВАЗ три копейки →
- Вредные привычки стали дороже →
- Как цены "пожирают" зарплату →