ПРЕЗИДЕНТ БЕЛОРУССИИ ОТДАЛ СВОЮ ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ НА ОТКУП СЛУХАМ. Лукашенко: монарх или спаситель нации?

   
   

Любого, кто еще два года назад заявил бы, что Республика Беларусь станет "горячей точкой" СНГ, неизменно приняли бы за жалкое подобие Нострадамуса. Но времена меняются.

И именно эти два года находится на своем посту первый в истории всенародно избранный президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, успевший получить в свой адрес самые различные эпитеты: от "объединитель славян" и "белорусский Караджич" до "диктатор" и "разрушитель государственности".

БЕЛОРУССКИЙ "ХРУЩЕВ"

АЛЕКСАНДР ЛУКАШЕНКО ярко воплотил собою постулат классиков марксизма-ленинизма о том, что "каждая кухарка должна уметь управлять государством". Изначально ничего предосудительного в этом нет - например, электрик Валенса очень неплохо руководил Польшей в качестве президента. Но, пересев с "уазика" директора совхоза в бронированный "Мерседес" главы государства, Александр Лукашенко сохранил старый стиль и манеру поведения. Резкость в высказываниях и рубка "правды-матки", безотказно действующие в общении с бригадирами, не проходят с министрами и депутатами Верховного Совета. Зато на народ это действует завораживающе.

Даже те, кто не принимает курса Лукашенко, сходятся во мнении, что президент - харизматическая личность. Немудрено, что рейтинг Лукашенко в республике традиционно выше уровня инфляции, а ссылки на поддержку населения - лучший козырь в споре с любым оппозиционером.

Импульсивность Александра Лукашенко иногда играет с ним злые шутки. Стоило ему в пылу полемики заявить о некоторых положительных моментах экономики Германии в эпоху фашизма, как президента тут же обвинили в симпатиях к Гитлеру. Или после того, как он сказал о том, что учебники по белорусской истории слишком националистичны, - пришлось доказывать, что он ничего не имеет против истории страны.

Президент все берет на себя и публично готов отвечать за все: от балета до прокатных станов. Вот и получается, что руководители министерств и ведомств сменяются, а "крайним" остается именно Лукашенко.

ТЫЛЫ РАБОЧИЕ И СЕМЕЙНЫЕ

ПРИДЯ к власти, Александр Григорьевич не был связан ни с одной из политических партий, ни с крупной финансово- промышленной группой. Большинство единомышленников, прокладывавших путь к высшему посту, впоследствии по разным причинам отвернулись от него. При отсутствии собственной команды молодому президенту пришлось опереться на людей из команды своего соперника по выборам Вячеслава Кебича.

Неудивительно поэтому, что президент Беларуси никому не доверяет. Даже самое ближнее окружение Лукашенко не может похвастаться тем, что имеет на него какое-либо влияние. Исключение составляет, пожалуй, лишь президентский "завхоз" Иван Титенков, развивший на своем посту бурную коммерческую деятельность. Его "конек" - перевод на свой баланс практически всех лучших административных зданий в республике и патронаж некоторых фирм (в том числе и печально известной "Торгэкспо").

Личная жизнь Александра Лукашенко - такая же загадка, как и улыбка Моны Лизы. Его жена, Галина Родионовна, живет в пригороде Шклова, в деревне Рыжковичи, с одним из сыновей. Заведует там детским садом и переезжать в Минск категорически отказывается. Причем последнее обстоятельство и президент, и его жена комментируют весьма уклончиво. Второй сын учится в Минске и живет в резиденции папы. Мать Лукашенко живет в Шкловском районе, полностью отказываясь от контактов с прессой, а об его отце пишущей братии вообще ничего не удалось разузнать.

Свою личную жизнь Лукашенко отдал на откуп всевозможным слухам и домыслам. Самый ходовой из них - будто президент уже давно развелся с женой..

СКАНДАЛЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОЛИТИКИ

В ПОСЛЕДНЕЕ время правление Лукашенко сопровождает череда политических скандалов. Сначала последовали обвинения в финансировании избирательной кампании Геннадия Зюганова. И хотя прямых доказательств этого не обнаружилось, Лукашенко еле-еле удалось сгладить ситуацию, свалив все на "нечестный" фонд имени Махмуда Эсамбаева, близкого к лидеру КПРФ.

Затем, как гром среди ясного неба, прозвучало заявление председателя Комитета Госдумы России по безопасности Виктора Илюхина о том, что группа из ЦРУ на территории Польши готовит акции по свержению законно избранного президента Беларуси.

Предоставление политического убежища в США лидерам Белорусского Народного Фронта Зенону Позняку и Сергею Наумчику, которые после массовых демонстраций в Минске весной 1996 года нелегально покинули республику, похоже, выбило главу государства из колеи.

Между тем в Беларуси происходят процессы, понять которые весьма не просто. Исполнительная власть пытается запрячь в одну повозку "быка" социалистического распределения и "трепетную лань" рыночной экономики. Одной рукой президент национализирует биржу и предлагает сию же неприятную процедуру коммерческим банкам, а другой - издает указы о поддержке предпринимательства и даже создает специальное министерство для этих целей. И на этом фоне в Беларуси с начала года не акционировано ни одного объекта республиканской собственности.

Поздней осенью в Беларуси ожидаются события, которые по аналогии с "бархатной" можно назвать "наждачной" революцией. На 7 ноября объявлен всенародный референдум. Основным вопросом референдума станут предложенные президентом изменения в Конституции республики, которые, если будут приняты, делают полномочия главы государства практически безграничными. Импичмент президенту можно будет объявлять только в случае государственной измены. Верховный Совет заменяется Сенатом, Конституционный суд переходит под полный контроль "монарха" и т. д.

Единственная проблема в том, что электорат о Конституции имеет весьма смутные представления, ограничивающиеся классическими "правом на труд" и "правом на отдых". Те редкие оппозиционные СМИ, которые высказывают сомнения в правильности курса, уже пожинают плоды своего диссидентства - только за последние две недели приостановлено вещание одной радиостанции и заблокированы счета шести газет, рекомендовано заменить собкоров ОРТ, НТВ и РТР на более "объективных".

...Пригрозить импичментом и начать собирать подписи под него, как это сделали в сенсационных заявлениях лидеры семи крупнейших партий республики, - проще простого. Но предложить конкретные меры по выходу Беларуси из кризиса и осуществить их - это уже другая песня. И "спеть" ее в настоящее время способен реально лишь один человек - Александр Лукашенко.

Москва - Минск - Москва

Смотрите также: