ОТКУДА ИСХОДИТ УГРОЗА МИРУ. КТО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НАРУШАЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

   
   

В самом конце 1985 г. Белый дом направил в конгресс третий по счету доклад о мнимых "нарушениях" Советским Союзом соглашений в области контроля над вооружениями. Этот доклад представляет собой набор подтасовок и домыслов с целью очернить СССР в глазах международной общественности, прикрыть собственные нарушения действующих соглашений, оправдать свои широкомасштабные военные приготовления.

Начнем с того, что, подписав Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), США отказались придать ему законную силу. В результате ограничениями не были охвачены крылатые ракеты большой дальности наземного и морского базирования, предпринята попытка фактического обхода Договора путем размещения в Западной Европе новых американских средств средней дальности. А ведь стороны обязались не обходить Договор ОСВ-2 через любое другое государство либо каким-нибудь другим образом.

Прямым нарушением Договора ОСВ-2 явилось решение Вашингтона о разработке двух новых типов межконтинентальных баллистических ракет (МБР) MX и "Миджитмен", а также планы по превышению подуровней МБР и баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ), определенных Договором. В целях сокрытия работ по переоборудованию пусковых установок своих МБР военно- политические круги США в на рушение взятых обязательств постоянно применяют укрытия над этими установками.

ГЛАВНАЯ МИШЕНЬ - ДОГОВОР ПО ПРО

Особенно опасны попытки Белого дома подорвать Договор 1972 г. об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) - решающую предпосылку всего процесса ОСВ. Этот Договор недвусмысленно запрещает практически все работы, связанные с реализацией программы "звездных войн". На официальном уровне то и дело раздаются заявления о приверженности США этому Договору. Вместе с тем руководство США маневрирует, изыскивает обходные пути, высасывает из пальца "аргументацию", произвольно толкуя отдельные его положения. Но истину можно установить лишь основываясь на конкретных фактах.

Так, ни для кого не является секретом, что испытание Пентагоном в сентябре 1985 г. противоспутникового оружия преследовало вполне конкретную цель - испытать противоракетные средства воздушного и иных видов базирования, запрещенных Договором по ПРО. Как отмечает известный американский специалист в области контроля над вооружениями Питер Клаузен, "учитывая значительное совмещение работ по системе АСАТ и передовой противоракетной технологии, развитие и испытания противоспутникового оружия дают возможность для разработки противоракетной технологии в условиях ограничений, предусматриваемых Договором по ПРО".

А как можно расценивать проведенное Пентагоном испытание лазерного оружия против баллистической ракеты "Титан-2"?

В качестве примера обхода Вашингтоном Договора по ПРО можно привести и тот факт что в июне 1985 г. с центра военно- воздушных сил США на Гавайских островах в сторону одного из космических кораблей "Шаттл", находившегося на орбите, был направлен лазерный луч, который был отражен установленным на борту этого корабля зеркалом.

Параллельно с испытанием элементов системы ПРО происходит и разработка необходимых систем боевого управления, слежения за полетом ракет, связи и разведки, средств, представляющих одно из наиболее важных условий реализации всего проекта. Так в 1985 г. в выступлении в сенате заместителя начальника штаба космического командования ВВС США генерал-майора К. Бира прямо говорилось: "Цель ВВС - развернуть к середине 1990-х годов жизнеспособную космическую систему слежения и разведки, которая полностью перекрывала бы околоземную орбиту. Эти требования ВВС к разведывательным системам являются составной частью технологических разработок, осуществляемых по плану стратегической оборонной инициативы". Интересам СОИ подчинены и работы по созданию различных типов лазеров, электромагнитных пушек, кинетического оружия, а также средств информации, т. е. основных компонентов будущей широкомасштабной системы ПРО.

Совершенно очевидно, что США стремятся создать необходимые научно-технические предпосылки - разработать в основном и испытать элементы и компоненты ПРО. Тогда останется лишь принять политическое решение о расторжении Договора по ПРО и развертывании этих систем по программе "звездных войн". Тем самым Советский Союз был бы поставлен перед свершившимся фактом обладания Вашингтоном качественно новым стратегическим арсеналом.

ПРЯМОЙ ОБМАН

Сознавая, что широкая мировая общественность не посвящена в технические равно как и в юридические детали Договора по ПРО, представители администрации США безосновательно утверждают, что Договор охватывает лишь те системы и компоненты ПРО, которые существовали в момент его подписания. Что же касается средств, которые создаются и испытываются по программе "звездных войн", то они-де не могут быть отнесены к запрещенным компонентам ПРО потому, что они "не упомянуты в статье 11 Договора".

Не это не просто заблуждение. Это прямой обман общественности. Положения Договора по ПРО относятся к любым системам, предназначенным для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях попета. Именно так ставится вопрос в статье 11, и поскольку именно для этих целей в США разрабатываются компоненты ПРО, то на них в полной мере и распространяются эти положения документа.

В попытке нейтрализовать критику программы "звездных войн" ее сторонники стараются завести политические дискуссии в юридические дебри. Утверждается, например, что разработка противоракетных систем, основанных на использовании совершенно новых физических принципов (лазерного оружия, ускорителей элементарных частиц, электромагнитных пушек), не только не запрещена Договором, но чуть ли не поощряется им. Так произвольно, в угоду своим политическим и военно- стратегическим интересам, США толкуют сопровождающее Договор согласованное заявление (пункт Е), в котором стороны уточняют, что в случае появления такого оружия, конкретные ограничения таких систем и их компонентов подлежали бы обсуждению и согласованию между сторонами.

Но Вашингтон при этом старательно умалчивает о главном. Ведь возможность разработки упомянутых систем допускается лишь применительно к разрешаемым Договором ограниченным районам ПРО и только на стационарных наземных системах. США же замышляют создание такой системы ПРО, которая недвусмысленно запрещена Договором.

Наконец, поставив своей целью взорвать Договор, американская администрация пытается использовать положение этого Договора, в котором говорится о возможности внесения в него поправок (статья XIV). Но ведь такие поправки, по идее, должны служить совершенствованию и укреплению международно-правового режима, установленного Договором по ПРО, а не его подрыву.

В качестве одного из основных "аргументов" в защиту программы "звездных войн" администрация США выдвигает тезис об "исключительно исследовательском характере" этой программы, что-де не запрещено Договором. В действительности же статья V Договора прямо запрещает создавать и испытывать системы или компоненты ПРО космического базирования.

НАРУШАЯ САМИ, ОБВИНЯЮТ ДРУГИХ

Проводя политику на подрыв Договора по ПРО, Вашингтон уже в который раз прибегает к своему излюбленному приему, инспирируя клеветнические кампании с целью снять с себя ответственность за постоянные нарушения достигнутых соглашений.

Главной мишенью со стороны США стала строящаяся вблизи Красноярска радиолокационная станция, которую вот уже несколько лет пытаются безосновательно объявить станцией раннего предупреждения о ракетно-ядерном нападении. Если бы это соответствовало истине, то действительно произошло бы нарушение статьи VI Договора по ПРО, в которой регламентируются вопросы, связанные с РЛС раннего предупреждения. Однако, и это хорошо известно Белому дому, строящаяся станция не является станцией раннего предупреждения, а предназначается для слежения за космическими объектами.

К подобным обвинениям американская администрация прибегает с вполне конкретной целью - оправдать свои действия, противоречащие Договору по ПРО. Ведь это факт, что в нарушение статьи I на острове Шемия (Алеутские острова) развернута крупная радиолокационная станция, для сооружения которой были использованы элементы РЛС, испытанные в целях ПРО.

Такое же нарушение представляет собой и строительство в самих США новых крупных РЛС "Пейв пос", параметры которых доведены до уровня требований к РЛС ПРО и которые служат основой радиолокационного обеспечения ПРО территории страны.

В нарушение положений Договора ведутся работы по созданию компонентов и систем мобильных РЛС ПРО.

Не менее абсурдным и бездоказательным является и "обвинение" в том, что Советский Союз якобы ведет подготовительные работы по созданию ПРО страны под прикрытием мероприятий по совершенствованию противовоздушной обороны. Полную несостоятельность подобных утверждений советская сторона показывала неоднократно.

Советский Союз решительно выступает за самое строгое и неукоснительное соблюдение всех положений Договора по ПРО, категорически возражает против любых попыток его эрозии или обхода, а тем более против попытки, которая имеет своей целью поставить под вопрос саму перспективу сохранения этого бессрочного соглашения. Он исходит из того, что Договор по ПРО - это принципиальная основа для переговоров по ограничению и прекращению гонки ядерных вооружений, недопущению ее в космическое пространство. Сейчас как никогда необходимо следовать оправдавшему себя на практике принципу; "Договоры должны соблюдаться".

А. ПОДБЕРЕЗКИН, кандидат исторических наук;

А. ЧАПИС. кандидат исторических наук

Смотрите также: