Примерное время чтения: 11 минут
111

[Есть ответы] Ваши вопросы от 02.04.1984

Оправдывает ли себя экономически досрочный ввод в действие газопровода Уренгой - Помары - Ужгород? С какими капиталистическими странами конкретно достигнута договоренность о продаже нашего природного газа? В каком количестве и по каким ценам мы его продаем?

П. Гончаров, пропагандист, Караганда

ДОСРОЧНЫЙ - на шесть месяцев" раньше установленного задания - ввод в действие газопровода Уренгой - Помары - Ужгород имел важное значение по ряду соображений как экономического, так и политического характера.

Прежде всего мы еще раз доказали, что СССР обладает научно-техническим потенциалом, включая кадры специалистов, который обеспечивает решение самых сложных современных задач независимо от того, как будет развиваться сотрудничество с ведущими капиталистическими государствами.

Никакие экономические санкции нам не страшны! И в этом смогли, в частности, наглядно убедиться Рейган и сторонники проводимого им в международных делах курса, когда с треском провалились попытки сорвать сооружение газопровода-гиганта. А ведь расчет был на то, что СССР, мол, не удастся одному справиться со взятыми обязательствами. Мы не только опровергли это заблуждение, но и подтвердили свою надежность как партнеров в выполнении заключенных соглашений.

Кроме того, досрочный ввод магистрали оправдан и чисто экономически. Во-первых, высвободившиеся люди и техника были незамедлительно переключены на строительство других газовых линий для нужд народного хозяйства, что, естественно, скажется на сокращении сроков их прокладки. Во-вторых, природный газ, который из Сибири по новому трубопроводу транспортируется к нашей западной границе, сделал более надежным снабжение этим видом топлива промышленных предприятий и населения европейской части СССР, а также ряда стран социалистического содружества.

Так что самоотверженный труд советских людей, определивший темп и успех стройки, не был напрасным, и ведущиеся порой разговоры о нецелесообразности усилий, затраченных на завершение с опережением графика супермагистрали, совершенно необоснованны. Они не имеют под собой никакой реальной почвы, точно так же, как и часто задаваемый вопрос о том, не иссякнут ли вскоре при таких высоких темпах добычи газа недра Западной Сибири.

На этот вопрос мы уже давали ответ на страницах "Аргументов и фактов" и можем подтвердить, что для беспокойства нет никаких оснований. Сейчас эксплуатируются лишь два месторождения: Медвежье и Уренгойское. Ждут очереди расположенные севернее Ямбургское, Заполярное, Юбилейное, Бованенковское и другие, которые, как считают специалисты, со временем позволят при необходимости довести добычу голубого топлива в Западной Сибири до 500 млрд. м"sup"3"/sup" в год и даже до одного триллиона. К тому же газовые месторождения есть и в других регионах - в Туркмении, на Каспии, Северном Кавказе, Украине...

В связи с открывшимися в последние годы возможностями увеличения добычи газа и удовлетворения внутренних потребностей был рассмотрен вопрос о выполнении просьбы некоторых западноевропейских стран осуществить поставки советского природного газа сверх того количества, на которое уже имелись ранее контракты. Напомним о них.

Первый такой контракт мы заключили с австрийской фирмой "ОМФ" в июне 1968 года. Он предусматривал экспорт 1,5 млрд. м"sup"3"/sup" голубого топлива в год. Затем, в мае 1977 г., был подписан второй контракт, по которому объем поставок в Австрию увеличивался до 2,5 млрд, м"sup"3"/sup", а срок их продлевался до 2000 года.

В декабре 1969 г. был заключен контракт на ежегодную транспортировку 6 млрд. м"sup"3"/sup" газа итальянской компании "СНАМ" сроком до 2000 г., а по соглашению 1975 г. эти поставки увеличивались еще на 1 млрд. м"sup"3"/sup".

В 1970 - 1974 гг. мы последовательно подписали также три контракта с западногерманской фирмой "Рургаз". Они предусматривали, что общий максимальный объем поставок в эту страну достигнет почти 11,5 млрд, м"sup"3"/sup" природного газа в год.

В начале 1972 г. заключили контракт с финской компанией "Несте" на экспорт 1,4 млрд. м"sup"3"/sup" газа в год на период до 1993 года.

В 1972 и 1974 гг. были подписаны два контракта с французской фирмой "Газ де Франс" на ежегодную поставку ей 4 млрд. м"sup"3"/sup" природного газа до 2000 года.

Экспортировать голубое топливо мы начали в Австрию с 1968 г., в ФРГ - с 1973 г., в Финляндию и Италию - с 1974 г., во Францию - с 1976 года.

Началом нового этапа в развитии экспорта энергоносителей в Западную Европу явилось подписание в ноябре 1981 г. в городе Эссене (ФРГ) "Соглашения об основных условиях поставки природного газа из СССР в ФРГ". Это соглашение было заключено в рамках сделки, получившей название "газ - трубы" и предусматривавшей сооружение на компенсационной основе газопровода протяженностью свыше 4450 км из Сибири до западной границы СССР. Аналогичные соглашения были подписаны в 1982 - 1983 гг. с Францией, Италией, Австрией и Швейцарией.

В настоящее время, как сообщил нам генеральный директор внешнеторгового объединения "Союзгазэкспорт" Ю. В. Барановский, достигнуты окончательные договоренности о транспортировке по новому газопроводу в рамках сделки "газ - трубы": 8 млрд. м"sup"3"/sup" топлива в год - во Францию, 1,5 млрд. м"sup"3"/sup" - в Австрию, 10,5 млрд. м"sup"3"/sup" - в ФРГ, 0,4 млрд. м"sup"3"/sup" - в Швейцарию и 0,7 млрд. м"sup"3"/sup" - в Западный Берлин.

Продолжаются переговоры по уточнению объемов поставок в Италию. Ведутся они и с некоторыми другими заинтересованными странами с тем, чтобы полностью использовать возможности супермагистрали, по которой с вводом новых компрессорных станций можно будет перекачивать до 28 и более миллиардов кубических метров газа в год.

Ю. В. Барановский отметил также, что запродажи советского природного газа осуществлены по максимально достижимым ценам с учетом конкуренции со стороны таких газодобывающих стран, как Алжир, Голландия, Норвегия и Ливия. Кроме того, приняты во внимание и возможности использования западноевропейцами альтернативных источников энергии.

* * *

По сообщениям печати, госдепартамент США опубликовал "доклад" о применении в Афганистане, Лаосе и Кампучии химического оружия "советского производства". Понятно, что это очередная фальшивка. Но чем объяснить, что США столь настойчиво пытаются оклеветать нашу страну в глазах мирового сообщества?

Р. Дангулов, Фрунзе

ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ "доклад", о котором Вы пишете, действительно иначе как низкопробной фальшивкой не назовешь. Как это уже не раз бывало в прошлом, госдепартамент делает свои "выводы" на слухах и "показаниях" неких таинственных "свидетелей". Впрочем, сами же представители вашингтонской администрации признали на пресс-конференции, что не располагают какими-либо "вещественными доказательствами".

Лживые слухи об "использовании" СССР химического оружия уже неоднократно опровергались компетентными международными организациями и беспристрастными наблюдателями. В 1980 г. группа специалистов ООН после неоднократного посещения афгано- пакистанской границы и района Юго-Восточной Азии вопреки нажиму официального Вашингтона отказалась подтвердить клеветнические измышления администрации США.

Комментируя нынешний "доклад" госдепартамента, профессор биологии Гарвардского университета М. Мизелсон заявил в интервью агентству Ассошиэйтед пресс, что у администрации Рейгана "никогда не существовало убедительных данных", подтверждающих обвинения в адрес СССР. Этот известный ученый представил неоспоримые доказательства того, что так называемый "желтый дождь", который вашингтонские фальсификаторы пытаются выдавать за некое таинственное химическое оружие, является всего лишь продуктом жизнедеятельности пчел.

Того же мнения придерживаются и такие известные американские ученые, как профессор биофизики Колумбийского университета С. Ливентэл, доктор биологии из Иельского университета Т. Сили, эксперт из Колумбийского университета К. Стэнсон и другие.

Продолжая недостойную антисоветскую кампанию, Вашингтон хочет тем самым заставить мировую общественность забыть о преступлениях американской военщины во Вьетнаме и других странах Индокитая. В результате массового применения химического оружия были убиты и искалечены многие тысячи людей, нанесен невосполнимый ущерб окружающей среде. Трагические последствия использования США химического оружия до сих пор ощущают на себе не только жители этого региона, но и бывшие американские солдаты - участники вьетнамской авантюры Вашингтона.

Есть и еще одна причина, объясняющая, почему Вашингтон с таким упорством пытается выдать желаемое за действительное. Действуя таким образом, нынешняя американская администрация стремится отвлечь внимание от того факта, что сами США форсируют производство химических отравляющих веществ нового поколения, в том числе так называемого бинарного оружия нервно- паралитического действия. Это впридачу к тому, что в настоящее время Соединенные Штаты уже располагают самым крупным в мире запасом боевых отравляющих веществ.

Что касается Советского Союза, то наша страна всегда выступала за безусловное и всеобъемлющее запрещение химического оружия. Совместно с другими социалистическими странами еще в 1972 г. СССР внес в Комитет по разоружению проект договора о запрещении такого оружия. США и другие западные державы отвергли этот проект. В 1982 г. на второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению СССР призвал международное сообщество договориться о полном запрещении химического оружия. На этой сессии Советский Союз внес проект "Основные положения конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов химического оружия и о его уничтожении". Однако дело полной ликвидации угрозы химической войны слабо продвигается вперед из-за продолжающегося противодействия западных держав, в первую очередь США.

Важность задачи избавления человечества от возможности применения химического оружия еще раз подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко в своей речи 2 марта с. г. на встрече с избирателями в Москве. Говоря о необходимости достижения соглашения о полном и всеобщем запрещении применения химического оружия, его разработки и производства, об уничтожении всех его запасов, он сказал: "Мы за то, чтобы выполнение такого соглашения эффективно контролировалось, чтобы контроль охватывал весь процесс уничтожения химического оружия - от начала до конца".

Такова твердая и последовательная линия КПСС и Советского государства в отношении химического оружия и любых других видов оружия массового уничтожения.

* * *

Слышала, что принят новый Воздушный кодекс СССР, который, видимо, организует более стабильную работу Аэрофлота. В чем суть этого кодекса?

Н. Валуева, Иваново

На этот вопрос отвечает доктор юридических наук Г. САВИЧЕВ.

НЕ СЕКРЕТ, что в работе воздушного транспорта еще есть издержки. Вместе с тем необходимо отметить, что в выполнении народнохозяйственных планов Аэрофлоту отводится важная роль. Достаточно привести такие данные: в прошлом году воздушным транспортом в СССР было перевезено более 109 млн. пассажиров, свыше 3 млн. т срочных грузов и почты. Для сравнения скажем, что за девятую пятилетку было перевезено 433 млн. пассажиров. В целом гражданская авиация выполняет сейчас более 100 видов народнохозяйственных работ.

Для воздушного транспорта один из важнейших показателей - регулярность полетов. Пока еще не удалось добиться полной независимости от погодных условий, но внедряемые современные бортовые и наземные средства обеспечения полетов позволяют неуклонно повышать их регулярность.

Продолжается техническое переоснащение Аэрофлота.

Для пассажира полет на современном лайнере означает и экономию времени, и большой комфорт. Повышается качество обслуживания пассажиров. Значительный шаг в этом направлении был сделан с принятием нового Воздушного кодекса СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1983 г.

Новый Кодекс повысил требования к Аэрофлоту по обеспечению безопасности полетов воздушных судов и максимально полному удовлетворению потребностей в авиационных перевозках пассажиров, багажа, грузов, почты. В нем предусмотрены нормы, направленные на улучшение качества воздушных перевозок и повышение надежности авиационного обслуживания пассажиров.

Воздушный кодекс - правовая основа не только обеспечения безопасности полетов, но и создания максимально возможных удобств гражданам и организациям, прибегающим к услугам воздушного транспорта. На работников флота возлагается обязанность организовать обслуживание пассажиров, проявлять о них заботу, обеспечивать точную и своевременную информацию о движении воздушных судов (ст. 81). Пассажиры имеют право перевозить бесплатно не только багаж, но и ручную кладь, при вынужденной посадке самолета им предоставляется место в гостинице за счет Аэрофлота.

Забота о пассажирах - основа ст. 83 Кодекса. В ней определены права пассажира и обязанности флота при заказе мест на воздушном судне. Право заблаговременно заказать их имеют ныне не только предприятия, учреждения и организации, но и отдельные граждане.

В целях безопасности пассажиров ст. 91 Кодекса предусматривает право соответствующих органов производить досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов как на внутренних, так и на международных линиях. При необходимости досмотр на воздушном судне, находящемся в полете, может быть произведен независимо от согласия пассажира. Пассажир может отказаться в аэропорту (городском аэровокзале) от досмотра, но в этом случае Аэрофлот вправе отказать ему в перевозке и возвратить плату за билет.

Повышены требования к обеспечению сохранности качества перевозимого груза (ст. 89).

Таким образом, положения нового Воздушного кодекса направлены на более полное и качественное удовлетворение потребностей пассажиров в СССР.

Ответы подготовили: А. ТРУШИН, А. СЕРОВ (АПН).

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно