Какова продолжительность рабочей недели в СССР и насколько узаконена та сверхурочная работа, которую мне и моим товарищам по цеху порой приходится выполнять?
В. Селезнев, Горький
В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ продолжительность рабочего времени нормируется государством при обязательном участии ВЦСПС для всех рабочих и служащих, независимо от того, работают ли они на государственных предприятиях (в учреждениях), общественных или кооперативных организациях по трудовому договору.
Законодательство предусматривает основную норму продолжительности рабочего времени 41 час в неделю. Но, как известно, есть в стране немало категорий трудящихся, чья рабочая неделя длится меньше.
Сокращенная продолжительность рабочего времени установлена:
* для рабочих и служащих в возрасте от 15 до 16 и от 16 до 18 лет. Они трудятся соответственно 24 и 36 часов в неделю. При этом продолжительность ежедневной работы не должна превышать при шестидневной рабочей неделе соответственно 4 и 6 часов, при пятидневной - 5 и 7 часов;
* для рабочих и служащих, занятых на работах с вредными условиями труда, - не более 36 часов в неделю;
* для отдельных категорий работников, труд которых связан с интеллектуальным и нервным напряжением. 6,5-часовой рабочий день (39- часовая рабочая неделя) установлен для врачей и среднего медперсонала стационарных лечебных заведений; 5,5-часовой рабочий день (33-часовая рабочая неделя) - для врачей поликлиник, занятых исключительно амбулаторным приемом больных. Для учителей, воспитателей определена норма - от 3 до 6 часов педагогической работы в день, соответственно в неделю - от 18 до 36 часов;
* для рабочих и горных мастеров, занятых на подземных работах на действующих и строящихся угольных и сланцевых шахтах с особо тяжелыми условиями труда, - соответственно 30- и 35- часовая рабочая неделя.
Суммируя вышесказанное, отметим, что, по данным статистического ежегодника ЦСУ СССР "Народное хозяйство СССР в 1984 г.". в настоящее время средняя установленная продолжительность рабочей недели рабочих промышленности составляет 40,5 часа. С учетом сокращения рабочего дня в предпраздничные дни и с учетом праздничных дней сверх обычных выходных средняя продолжительность рабочей недели рабочих промышленности составляет в настоящее время 39,6 часа, а средняя продолжительность рабочей недели всех рабочих и служащих в народном хозяйстве СССР (с учетом сокращенного рабочего дня учителей, медицинских и других работников) составляет 39,3 часа.
Многие читатели пишут нам, что по решению администрации им приходится выполнять сверхурочную работу. Заметим, что такая работа, как правило, не допускается. Ограничивая ее, трудовое законодательство установило исчерпывающий перечень исключительных случаев, когда работы сверх нормы могут быть разрешены. В частности, для выполнения необходимых оборонных работ, для предотвращения стихийных бедствий, производственных аварий и немедленного устранения их последствий, для ликвидации случайных и непредвиденных обстоятельств, нарушающих правильное функционирование водо- и газоснабжения, отопления, освещения, работу транспорта и связи, при неявке на работу сменщика.
Заметим, что для производства сверхурочных работ обязательно предварительное разрешение профкома. На одного рабочего или служащего общая продолжительность таких работ не может превышать 120 часов в год и 4 часа в течение двух дней подряд.
К сожалению, нередки случаи, когда администрация предприятия, будучи не в состоянии обеспечить нормальный ритм работы, во имя спасения плана устраивает производственные "авралы". Это порочная практика.
В принятой на XXVII съезде КПСС новой редакции Программы партии говорится, что "интенсификация, повышение эффективности производства и производительности труда в перспективе откроют новые возможности для сокращения рабочего дня, увеличения продолжительности оплачиваемых отпусков".
В. ИЛЬИН
* * *
"АиФ" не раз писали о том, как трудно в материальном отношении приходится студентам на Западе. Но ведь и у наших студентов стипендия - лишь 40 рублей, а это, согласитесь, деньги небольшие. Получается, что материальное положение нашего студента не намного лучше...
И. Нефедов, Севастополь
ЧТОБЫ ответить на ваш вопрос, рассмотрим вначале бюджет советского студента, его "доходы" и расходы.
"Доходы" студента дневного отделения действительно прежде всего связаны со стипендией: в среднем она составляет 40 руб. в месяц, хотя некоторые учащиеся получают повышенную стипендию, а неуспевающим она вообще не начисляется (впрочем, таких немного). Сумма эта, может быть, действительно не такая большая, но вместе с тем это в среднем 1 руб. 30 коп. в день. И на них можно поесть, сходить в кино, купить книгу.
Не стоит забывать и о том, что студенты пользуются различными льготами, которые позволяют свести к минимуму все их расходы "на жизнь". Так, иногородние обеспечиваются местом в общежитии, плата за которое чисто символическая - 2 - 3 руб. в месяц; все без исключения студенты имеют право на льготный проезд во время студенческих каникул; им предоставляются бесплатные или 30%-ные профсоюзные путевки на базы отдыха и в молодежные спортивные лагеря. Мы уже не говорим о том, что обучение у нас бесплатное, хотя государству каждый студент обходится недешево - от 5 до 20 тыс. руб., в зависимости от его специализации.
Конечно, у студентов, особенно семейных, возникают финансовые затруднения. В этом случае студенческой семье, как правило, помогают родители. Правда, некоторые молодые люди сами справляются со своими трудностями. Для этого один из них переводится на вечернее отделение своего вуза или начинает подрабатывать по вечерам (главное условие при выборе работы - она должна быть посильной и оставлять время для занятий).
Нельзя не сказать и о том, что у студентов несколько другие потребности, чем у людей более взрослых, и, как правило, у них не бывает крупных расходов. К примеру, студенту не надо обставлять мебелью квартиру, так как он живет в общежитии.
Ну а в том случае, если студенту или молодой студенческой семье хочется приобрести цветной телевизор, радиоаппаратуру, У нее есть такой выход - один-два месяца поработать в студенческом стройотряде и заработать там необходимую сумму.
Как видим, финансовые затруднения, которые возникают у студентов, вполне преодолимы. По крайней мере, у нас никто не оставляет институт из-за нехватки средств.
Совсем другая ситуация в странах Запада. Конечно, в вузах Америки, Японии, ФРГ, других стран есть студенты из состоятельных и сверхсостоятельных семей, которые разъезжают на персональных автомобилях и не подозревают о существовании материальных проблем. Но таких немного, поэтому сравнивать мы будем не с ними, а со студентами со средним достатком и ниже.
Они, надо сказать, поставлены в условия достаточно жесткие, особенно по сравнению с нашими студентами, которым всемерно помогает государство.
Дело в том, что в большинстве капиталистических стран обучение в вузе платное и стоит недешево: к примеру, вступительный взнос в один из престижных университетов Японии равен трехмесячному заработку среднего рабочего или служащего и столько же ежегодно надо платить за учебу. Само собой разумеется, что сам студент оплатить учебу не в состоянии; это вынуждена делать его семья.
Скажем и о том, что стипендию на Западе получают очень немногие (14% студентов во Франции, 20% - в Японии, 10% - в Австрии), причем в некоторых странах, как, например, в ФРГ, стипендии как заем, который надо выплатить по окончании учебы.
Именно поэтому в большинстве своем студенты зарабатывают деньги по вечерам, причем заняты ежедневно, большей частью на такой работе, которая их физически изматывает, - официантами и мойщиками посуды в кафе и барах.
А теперь посмотрим, куда уходят их деньги. Прежде всего студенту надо оплатить жилье. Общежитиями практически во всех западных странах обеспечивается меньше половины нуждающихся, причем место в общежитии стоит не так-то дешево (в ФРГ, к примеру, за общежитие надо платить больше половины стипендии). Остальные студенты вынуждены снимать квартиры частным образом. Кроме того, еще остаются расходы на коммунальные услуги, питание, транспорт и т. д., о которых мы не будем говорить в отдельности.
Помимо расходов "на жизнь", в большинстве западных стран студентам приходится тратиться на учебу - платить за пользование учебниками, лингафонными кабинетами, учебными лабораториями. Надо думать, уложиться с такими расходами в зарплату мойщика посуды очень непросто, если вообще возможно; именно поэтому многие студенты, по преимуществу из малообеспеченных семей, вынуждены бросать учебу: так, отсев из вузов Франции составляет 70%, в США - 50%.
Все эти факты говорят о том, что систему высшего образования на Западе вряд ли можно назвать социально справедливой. Гуманизмом она тоже не отличается: буржуазное государство меньше всего занято тем, чтобы создать студентам режим максимального благоприятствования, как это делается у нас в стране.
И. ЛАРИНА
* * *
Не могли бы вы рассказать о внешнеэкономических связях Албании?
Т. Ахмедов, с. Хосрех, Дагестанская АССР
КАК ИЗВЕСТНО, с 1960 г. задачи своего социально-экономического развития Народная Социалистическая Республика Албания решает в условиях самоизоляции от социалистического содружества. В соответствии с решениями VIII съезда Албанской партии труда, который состоялся в ноябре 1981 г., сессия Народного собрания НСРА, утвердившая закон о седьмом пятилетнем плане развития экономики и культуры страны на 1981 -1985 гг., подтвердила, что "основной отличительной чертой плана является его осуществление с опорой только на собственные силы, без иностранной материальной помощи и кредитов".
Но хотя албанское руководство и воздерживается от активного участия в системе международных отношений, внешнеполитическая деятельность Тираны, как отмечают зарубежные наблюдатели, становится все более интенсивной. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что с 1976 по 1985 г. число государств, с которыми эта страна установила дипломатические отношения, увеличилось с 76 до 103. Эти новые контакты установлены главным образом с развивающимися странами.
Социалистические государства неоднократно выражали готовность к развитию сотрудничества с Албанией. С некоторыми из них - Румынией, Югославией, Кубой, Вьетнамом, Лаосом, КНДР и Китаем Албания в настоящее время поддерживает дипломатические отношения на уровне послов, с другими социалистическими странами - на уровне временных поверенных в делах, и ее контакты ограничиваются с ними в основном торговыми связями.
Крупнейшим торговым партнером Албании является Югославия. Так, в прошлом году НСРА и СФРЮ подписали соглашение о торговле на 1986 - 1990 гг., согласно которому объем товарооборота между двумя странами составит в нынешнем пятилетии 680 млн. долл., что на 20% больше, чем в прошлом. Албания будет экспортировать в Югославию электроэнергию, хромовую руду, табак, химическую продукцию, товары широкого потребления, изделия художественных промыслов, одежду и другие товары. Югославский экспорт в Албанию включает продукцию черной и цветной металлургии, машины и оборудование, товары широкого потребления, трубы, искусственные волокна и пр.
В последнее время возрос объем торговли Албании и со странами-членами СЭВ, а также с КНДР, КНР. Между ними и Албанией подписаны новые долгосрочные торговые соглашения на 1986 - 1990 гг.
Вообще же Албания имеет торговые связи более чем с 50 странами. Кроме уже перечисленных товаров, она экспортирует нефть и нефтепродукты, железо-никелевую руду, черновую медь, свежие и консервированные овощи и фрукты.
Наиболее значительным торговым партнером Албании среди капиталистических государств является Италия. Развиваются торговые связи Албании с Грецией, Турцией, Францией, Финляндией, Алжиром, Египтом, ФРГ, Великобританией. Однако в отношениях с двумя последними государствами существуют определенные трудности. Так, согласно заявлению одного из представителей министерства иностранных дел ФРГ, албанская сторона требует от Западной Германии выплаты компенсации за материальный ущерб, нанесенный во время фашистской оккупации в годы второй мировой войны, в размере около 4 млрд. долл. Тем не менее торговые контакты, а также консультации между представителями двух стран относительно возможности установления дипломатических отношений продолжаются.
Такие же контакты у Албании имеются и с Великобританией, хотя до сих пор не урегулирован вопрос о возврате Англией албанского золота стоимостью более 36 млн. долл., которое в годы войны было вывезено нацистами и в настоящее время находится в английских банках. Англия отказывается вернуть золото, пока Албания не выплатит ей 840 тыс. ф. ст. в качестве компенсации за два английских эсминца, которые в 1946 г. подорвались на минах в проливе Корфу близ побережья Албании.
Развиваются транспортные связи Албании с соседними странами. Так, албанская сторона завершила строительство железнодорожной магистрали до югославской границы. После ввода в строй югославского участка Албания будет связана с другими странами Европы железной дорогой.
Между Албанией и Грецией действует авиалиния. Воздушное сообщение планируется установить и с Турцией. Между Албанией и Италией в настоящее время действует паромная переправа.
У Албании и соседних с нею государств есть и другие взаимные интересы. Например, поднимался вопрос о возможности подключения Албании к итало-греческой энергосети, а также о сооружении платформы для добычи нефти в Адриатическом море.
Вполне очевидно, что возвращение Албании в систему международного разделения труда, прежде всего с социалистическими странами, служило бы интересам самой Албании.
В. ГАНИН
Смотрите также:
- Во Франции стипендию получают 13 -15 процентов от общего числа студентов. Почему бунтуют студенты? →
- МНЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ (24.06.1985) →
- Цифры и факты (22.12.1986) →