ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН. ПРОТИВ НАЖИВЫ ЗА ЧУЖОЙ СЧЕТ

   
   

В связи с принятием постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами" и соответствующего Указа Президиума Верховного Совета СССР полезно вспомнить оживленную дискуссию, предшествовавшую этому.

БЫЛО высказано множество точек зрения о самом понятии "нетрудовые доходы". Некоторые относили к ним не только доходы от преступной деятельности, но и, например, крупные гонорары отдельных творческих работников и вообще все заработки высокооплачиваемых лиц.

В принятом постановлении источники нетрудовых доходов четко очерчены.

Это, во-первых, различные корыстные преступления: хищения, взяточничество, спекуляция;

во-вторых, незаконная деятельность, связанная с использованием в целях наживы принадлежащих государству транспортных средств, машин или механизмов, топлива, сырья и материалов, а также использование в тех же целях гражданами жилых помещений;

в-третьих, это уклонение от уплаты налогов при занятии индивидуальной трудовой деятельностью.

Таким образом, ни о каком ограничении размеров трудовых заработков в постановлении речь не идет. Предложения некоторых читателей о таком ограничении оправдывались стремлением достижения социальной однородности общества. При этом забывали, что она возможна лишь на основе постепенного стирания имеющихся существенных социально-экономических различий в характере и содержании труда. Решить эту задачу путем внесения элементов уравнительности в распределение материальных и духовных благ нельзя, так как тем самым изменяется следствие, а не причина.

При обсуждении высказывались крайние точки зрения и о методах борьбы с нетрудовыми доходами. Одни целиком полагались на жесткость административных методов. Другие считали, что по мере совершенствования хозяйственного механизма и распределительных отношений нетрудовые доходы исчезнут сами собой.

ЧТО НАМЕЧЕНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ИСКОРЕНЕНИЯ ПЕРВОПРИЧИН НЕЗАКОННОГО ОБОГАЩЕНИЯ

Одним из заметных условий, способствующих корыстным преступлениям, естественно, является дефицит на отдельные товары и услуги.

* Поэтому в постановлениях предлагается всем министерствам и ведомствам, Советам народных депутатов уделять самое пристальное внимание увеличению производства товаров повышенного спроса, расширению продажи населению запасных частей, строительных материалов, предметов обустройства квартир; изыскивать дополнительные возможности для увеличения объема производства и оказания услуг, повышения их качества.

Другим обстоятельством, способствующим извлечению нетрудовых доходов, служат бесхозяйственность и отсутствие контроля в производственной сфере.

* Соответственно повышается требовательность к руководителям предприятий, организаций и учреждений за усиление борьбы с расточительством и потерями, за обеспечение строжайшей экономии в использовании материальных ресурсов и денежных средств,

В борьбе с нетрудовыми доходами важное место принадлежит и кадровой политике.

* Не только политические и деловые качества, но и моральная чистота работников должна приниматься во внимание при подборе и расстановке кадров. Корыстолюбие, злоупотребление служебным положением, покровительство нечестным людям признаются несовместимыми с пребыванием на руководящих постах.

Общественные организации и средства массовой информации призваны усилить работу по формированию у каждого советского человека глубокого уважения к труду, разумных потребностей, непримиримости к частнособственнической психологии и стяжательству.

КАК БУДУТ КОНТРОЛИРОВАТЬСЯ ЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ

Особую остроту при обсуждении вызвал вопрос о допустимости и способах контроля личных доходов, источник которых неизвестен, но значительный размер позволяет предполагать их нетрудовой характер.

Преувеличенные надежды в связи с этим возлагались на декларации о доходах по образцу западных стран. На самом деле финансовые декларации на Западе служат лишь целям налоговой политики, но не выявлению источников доходов. Социалистическому обществу не безразличны источники доходов граждан.

В свою очередь, контроль может осуществляться только законными методами. В комментируемых правовых актах предусмотрено три случая представления гражданами деклараций об источниках получения средств; при совершении сделки на сумму свыше 10 тыс. рублей; при возведении строений стоимостью свыше 20 тыс. рублей; также в иных случаях по требованию исполкома местного Совета или прокурора. Естественно, что такое требование, исходящее от представителей власти, должно иметь под собой веское основание.

Следует иметь в виду, что декларация - это, так сказать, последняя линия глубоко эшелонированного наступления. Первая и основная - проходит на предприятиях, то есть там, откуда похищаются материальные средства и где легче перекрыть каналы потерь.

Именно поэтому в постановлениях много внимания уделено повышению эффективности различных форм контроля: финансового, ведомственных ревизионных контрольных служб, органов народного контроля, использованию в этих целях прав и возможностей трудовых коллективов.

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С НЕТРУДОВЫМИ ДОХОДАМИ?

В определенной мере это была реакция на оживление частнособственнических устремлений некоторых категорий населения, вызванных застойными явлениями в экономике, о которых говорилось на XXVII съезде КПСС.

Несбалансированность платежеспособного спроса и его товарного обеспечения, достигающая десятков миллиардов рублей, с одной стороны, вынуждала некоторых переплачивать за дефицитные товары и услуги спекулянтам, разного рода дельцам, лицам, занятым некоторыми видами индивидуальной трудовой деятельности, а с другой стороны, увеличивала нетрудовые доходы лиц, предоставляющих дефицитные блага и услуги.

Владельцы дефицита и жители тех районов страны, где природные условия обеспечивали им получение заметных доходов от продажи сельхозпродуктов, цветов или сдачи жилья курортникам, создавали в этих районах высокий потребительский стандарт. Влияние этого стандарта на образ жизни населения зафиксировали даже социологические исследования. Пышные свадьбы, поминки, юбилеи, престижное потребление благ приводили к деформации социалистических нравов и обычаев, вызывали справедливое негодование трудящихся. Одно время была ослаблена и борьба с корыстной преступностью.

Кроме того, несовершенство хозяйственного механизма и распределительных отношений ограничивали возможность высоких легальных заработков, а рост жизненного уровня (с 1965 по 1986 г. доля семей с доходом 100 руб. на человека выросла в 15 раз) порождал у некоторых людей потребительские настроения.

Поэтому меры по борьбе с нетрудовыми доходами следует рассматривать в более широком контексте совершенствования хозяйственного механизма и перевода экономики на интенсивный путь развития.

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Одновременно с постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР был принят и Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов", который внес ряд изменений в действующее административное и уголовное законодательство. Введена ответственность за самовольное использование в корыстных целях транспортных средств, машин либо механизмов, принадлежащих предприятиям, учреждениям или организациям, и за уклонение от подачи деклараций о доходах, несвоевременную подачу деклараций, либо включение в нее заведомо искаженных данных.

В ряд действующих норм внесены изменения, направленные на дифференциацию ответственности лиц, впервые совершивших проступок, от лиц, неоднократно совершавших запрещенные деяния, либо однократно, но при наличии иных отягчающих ответственность обстоятельств.

В некоторых случаях повышены санкции, например, административная ответственность за мелкие хищения предусматривает теперь штраф до 200 руб., а не до 100 руб., как было ранее. Указ также расширил права трудовых коллективов по воздействию на мелких расхитителей.

Издание Закона - важное дело, но главное - претворение Закона в жизнь. А для этого потребуются усилия государственных органов, трудовых коллективов и общественных организаций, то есть всех нас.

О. СОКОЛЬСКИЙ, кандидат юридических наук.

Смотрите также: