ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЙ идеей при определении содержания функций высших и местных органов Советской власти, т. е. Советов народных депутатов всех уровней - от Верховного Совета СССР до сельских и поселковых, - является принцип демократического централизма, закрепленный ст. 3 Конституции СССР. Этим универсальным принципом в равной мере обеспечены гарантии как централизма, так и самостоятельности местных Советов. Единое централизованное руководство обеспечивается путем осуществления вышестоящими Советами руководства деятельностью нижестоящих органов государственной власти.
Самостоятельный характер деятельности каждого Совета в пределах его прав и демократический характер централизованного руководства гарантируются законодательным закреплением компетенции Советов, самостоятельностью осуществления своих полномочий, наличием у каждого Совета своего исполнительного и распорядительного аппарата, материально-финансовой базы, а также правом участия местных Советов в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения.
Местные Советы осуществляют многочисленные функции в экономической, социальной и культурной жизни нашего общества. Они решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов.
Местные советы наделены следующими конкретными функциями:
- непосредственное руководство хозяйственным и социально-культурным строительством на своей территории;
- обеспечение комплексного экономического и социального развития;
- планирование экономического и социального развития;
- утверждение местного бюджета;
- контроль и координация деятельности предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения, расположенных на территории Совета;
- руководство деятельностью нижестоящих Советов;
- обеспечение соблюдения законов, охрана государственного и общественного порядка и прав граждан;
- содействие укреплению обороноспособности страны.
В современных условиях одним из путей повышения роли местных Советов является всестороннее развитие их функций и компетенции в управлении народным хозяйством. Особое внимание при этом уделяется укреплению роли Советов как высших органов государственной власти на своей территории.
В сфере руководства экономикой на своей территории, социально-культурного обслуживания населения расширение функций и компетенции местных Советов заключаются в следующем:
- В значительном увеличении числа промышленных предприятий, находящихся в непосредственном подчинении Советам. После ноябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС местным Советам было передано более 2 тыс. предприятий металлообрабатывающей, лесной, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности, а также промышленности строительных материалов и бытовой химии. К концу 11-й пятилетки объем производства продукции в местной промышленности возрастет в 1,4 раза. Постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР "О дальнейшем повышении роли Советов народных депутатов в хозяйственном строительстве" (1981 г.) намечена передача в подчинение местных Советов всех объединений и предприятий, продукция которых используется для удовлетворения потребностей населения. За период 1981 - 1982 гг. на сессиях местных Советов было рассмотрено более 30 тыс. вопросов о работе промышленности, строительства, транспорта и связи.
- В восстановлении функций народных Советов, связанных с руководством сельским хозяйством.
- В концентрации у Советов всего жилого фонда, коммунальных предприятий. В настоящее время в руках Советов в целом по стране сосредоточено примерно 50 проц. жилого фонда. В Армении, например, этот показатель превышает 80 процентов. Осуществляется передача Советам ведомственного жилищного фонда и сосредоточение в их руках всех предприятий, связанных с бытовым обслуживанием населения. Совершенно очевидно, что жилищное хозяйство местных Советов является более рентабельным, чем ведомственное.
- В объединении под эгидой местных Советов материально-финансовых средств, выделяемых на культурно- бытовое строительство предприятиями и организациями, независимо от их ведомственной подчиненности. Из бюджетов местных Советов финансируется 87 проц. расходов на здравоохранение и 60,9 проц. всех расходов на просвещение (без вузов и науки).
В сфере координационной, контрольной и планово-регулирующей деятельности Советы получили действенные рычаги при решении задач территориального планирования, координации деятельности подведомственных и неподведомственных организаций. Советы утверждают сводные и координационные планы производства товаров народного потребления, планы товарооборота и бытового обслуживания.
В 1977 году координационная деятельность Советов приобрела конституционный характер. Закреплена обязательность рассмотрения предложений Советов в отношении деятельности неподведомственных организаций.
Обширны функции Советов также в обеспечении законности и правопорядка, прав граждан.
Анализ приведенных выше функций и компетенций местных Советов показывает, что нет такой отрасли или сферы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, которая бы не находилась в поле их зрения. Соотношение централизованного руководства и самостоятельности местных органов обеспечивает эффективное воздействие на все стороны государственной жизни в целях дальнейшего роста благосостояния советских людей.
Н. ТИМОФЕЕВ, кандидат юридических наук