В ВЕРХОВНОМ СОВЕТЕ СССР. КАК РЕШАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ

   
   

Говоря о проблемах молодежи в нашей стране, западные идеологи строят свои рассуждения на том, что молодежь по своей сути якобы оппозиционна, что и в нашем обществе она находится в конфликте с "официальной властью". Между тем в СССР "официальная власть" сама защищает интересы молодежи, не говоря уже о том, что в составе органов государственной власти немало молодых людей.

В основу данного материала легли вопросы наших читателей, которых интересует работа комиссий по делам молодежи Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

НАЧНЕМ СО СПРАВКИ: комиссии по делам молодежи палат Верховного Совета СССР существуют уже 18 лет, начиная с 1068 г. Их деятельность, так же как и деятельность других постоянных комиссий, в соответствии с Конституцией СССР, состоит в предварительной подготовке вопросов к сессиям Верховного Совета СССР, контроле за исполнением законов - в данном случае тех, которые затрагивают интересы молодежи (законодательств в области охраны труда, Здоровья молодежи и т. д.). Для нас, конечно, важнее всего было узнать, как выглядит на практике работа комиссий и каковы ее конкретные результаты.

СОСТАВ КОМИССИИ: 70 депутатов (по 35 в каждой), и в том числе молодежь: слесарь из Алтайского края Л. Костина, животновод из Костромской области О. Четверикова, звеньевая колхоза из Узбекской ССР Р. Ромашова, вышивальщица из Винницы Н. Верко, возраст которых не превышает 29 лет. Пилот Чарджоусского авиапредприятия Туркменской ССР Н. Саидов был избран секретарем комиссии по делам молодежи Совета Союза в возрасте 27 лет.

МЕХАНИЗМ РАБОТЫ. Все постоянные комиссии Верховного Совета СССР, в отличие от подобных комиссий в буржуазных парламентах, собирающихся от случая к случаю, работают регулярно. Заседания в Кремле проходят, как правило, 3-4 раза в год; все остальное время депутаты - на своих рабочих местах (профессиональных парламентариев у нас нет) Но в то же время они проводят встречи с избирателями, готовят к заседаниям необходимые материалы, и, если есть такая необходимость, отправляются в командировки на места.

ДЕПУТАТСКИЕ РЕЙДЫ. Наглядный пример: при подготовке материалов к состоявшемуся в апреле этого года совместному заседанию комиссий по народному образованию и культуре и комиссий по делам молодежи палат Верховного Совета СССР, посвященному работе Министерства просвещения СССР по реализации реформы общеобразовательной школы некоторые члены комиссий выехали в командировки в Кировскую область РСФСР и Чимкентскую область Казахской ССР. Депутаты изучали, как здесь проходит реформа школы и что мешает ее проведению; контролировали, насколько в учебных заведениях соблюдается законодательство по охране здоровья и труда учащихся. Кстати сказать, в Кировской области по предложению депутатов и представителя Минздрава СССР отделом народного образования была закрыта школа- интернат N 6, обучение в которой велось в неприспособленных для этого помещениях, без соблюдения санитарных норм.

Попутно заметим, что в этом депутатском рейде, как, впрочем, во всех мероприятиях и проверках такого рода, принимали участие представители различных министерств и ведомств, общественных организаций - ВЦСПС, ВЛКСМ и других.

ЗАСЕДАНИЯ. Результаты депутатских проверок, о которых мы говорили, так же как и материалы по проведению реформы на Украине, в Средней Азии, некоторых других районах, подготовленные по запросам депутатов-членов комиссий, были представлены на заседании комиссий, посвященном реформе школы. Об этом заседании мы расскажем более подробно, чтобы дать читателям представление о том, какие люди и как защищают интересы молодежи и насколько заинтересованно они это делают; какова, наконец, действенность их работы.

Надо отдать должное членам комиссий: они поднимали самые острые вопросы, касающиеся реформы школы, и адресовали их приглашенным на заседание министру просвещения СССР С. Щербакову, министру здравоохранения СССР С. Буренкову, представителям Минвуза СССР, Минторга СССР, Минфина СССР и других заинтересованных министерств и ведомств. Депутаты - а это, как мы говорили, люди компетентные, многие из которых изучали положение дел непосредственно в школах, - выступали с цифрами в руках, причем разговор шел не только о позитивных моментах в проведении реформы, но и о недостатках и узких местах.

Руководитель депутатской подготовительной комиссии А. Малофеев, в частности, говорил о том, что проверки, проведенные в РСФСР, на Украине, в Средней Азии, показали, что некоторые школы еще не готовы к обучению детей с 6 лет: подчас классы для шестилеток открываются за счет ухудшения условий групп продленного дня, перевода школ с одной смены на две и даже три: что не везде еще организован дневной сон детей 6-летнего возраста, не решены вопросы организации рационального питания школьников. Как показали рейды депутатов, во многих школах не хватает ученических рабочих мест (так, в Чимкентской области 2/3 ученических бригад на селе не имеют полевых станов); учебно-материальная база многих школ отстает от современных требований.

Критическими замечаниями в адрес различных министерств дело, конечно, не ограничилось; практически все выступившие на заседании депутаты вносили конкретные предложения, делились опытом.

Так, депутат В. Колесников, директор Норильского горно- металлургического комбината, говорил об опыте Норильска, в котором проблема ученических рабочих мест практически решена благодаря тому, что здесь создаются межшкольные заводы, два из которых уже функционируют (третий завод будет запущен в ближайшее время), причем заводы эти работают на самоокупаемости, и один из них уже полностью покрыл потребности города в изготовлении школьной мебели.

По понятным причинам мы не можем привести здесь все выступления депутатов, их было немало. Скажем только, что, по сути, все выступления, вся проделанная депутатами работа была сконцентрирована в принятом комиссиями решении по проведению школьной реформы.

Решение это имеет конкретных адресатов - Минпрос СССР, Минздрав СССР. Госкомтруд СССР и многие другие союзные министерства и ведомства, которые так или иначе участвуют в проведении реформы; и все эти инстанции в соответствии с Конституцией СССР обязаны рассмотреть рекомендации и критические замечания комиссий и в установленный срок отчитаться перед ними о принятых мерах.

Мы рассмотрели только одно направление деятельности комиссий по делам молодежи; между тем таких направлений множество. Возьмем совсем свежий пример. Не так давно, 14 июня, состоялось заседание комиссий по делам молодежи, на котором рассматривался проект Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. - разумеется, с точки зрения интересов молодежи. В данном случае цель депутатов была добиться, чтобы наметки плана максимально способствовали созданию благоприятных условий для образования, труда, быта молодежи.

ДЕЙСТВЕННОСТЬ. Кстати сказать, в свое время в ходе такого же предварительного рассмотрения плана и бюджета на нынешний, 1986 г. с учетом мнения комиссий по делам молодежи, других постоянных комиссий было внесено предложение направить 60 млн. руб. на приобретение инвентаря, оборудования, ремонт зданий общеобразовательных школ, культурно-просветительных и медицинских учреждений. Впрочем, практически на каждом своем заседании комиссии вырабатывают предложения, конкретные меры, некоторые из которых затем направляются в Совет Министров СССР, другие органы государственного управления, которые обязаны эти предложения рассмотреть и в установленный срок дать ответ комиссиям. Так, на совместном заседании комиссий по народному образованию и культуре и комиссий по делам молодежи, о котором мы уже подробно рассказывали, было решено просить Совет Министров СССР рассмотреть вопрос об увеличении объемов строительства общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений и интернатов с учетом их перегруженности в связи с переходом на обучение детей с 6- летнего возраста.

Комиссии по делам молодежи, так же как и другие постоянные комиссии, информируют о своей работе Президиум Верховного Совета СССР, который координирует, направляет их деятельность.

Надо сказать и о том, что XXVII съезд КПСС придал новый импульс работе комиссий, и об этом говорили практически все их участники, с кем нам пришлось разговаривать. И все они выражали надежду, что отныне работа комиссий станет еще более действенной, что они смогут эффективнее добиваться осуществления своих решений.

Смотрите также: