НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. Торговля: пути обновления

   
   

В социальной политике партии принципиальное значение придается наиболее полному удовлетворению платежеспособного спроса населения. В решении этой задачи активная роль отводится торговле.

Что делается для улучшения торгового обслуживания трудящихся? Наш корреспондент А. Логинов беседует на эту тему с министром торговли СССР Г. И. ВАЩЕНКО.

КОРР. Григорий Иванович! Разговор у нас с вами откровенный, и поэтому не взыщите, что первый вопрос будет, может быть, не из приятных. Почему у нас еще так часто приходится стоять в очередях, даже не за дефицитом?

ВАЩЕНКО. Да, очереди есть, особенно в крупных городах. Причины? Прежде всего недостаточно развита сеть магазинов. Затем сказываются недостатки в организации труда, перебои в работе оборудования и слабая дисциплина в том или ином конкретном магазине, а их насчитывается в стране сотни тысяч, преимущественно мелких, на несколько рабочих мост. Конечно, сказывается нехватка ряда товаров.

Сейчас мы, опираясь на опыт передовых в этом плане городов - а о нем немало сообщалось в печати - в комплексе внедряем прогрессивную технологию товародвижения. Суть ее состоит в том, чтобы товары выпускались в максимально подготовленном к продаже виде, предварительно расфасованными, упакованными в тару-оборудование, и по часовому графику доставлялись непосредственно в торговые залы магазинов. Создаются специальные диспетчерские службы, которые будут опираться на использование самых современных средств вычислительной техники.

Что касается наиболее людных мест крупных городов, в которых чаще всего можно видеть очереди, то именно здесь увеличится число предприятий торговли и общественного питания. И особенно небольших. В этих целях все больше для обслуживания населения оборудуются помещения на первых этажах жилых домов, прямо на тротуарах организуется мелкорозничная торговля. Взаимно дополняя друг друга, крупные магазины и мелкие торговые точки обеспечат улучшение торгового обслуживания населения.

КОРР. Вы сказали, что будет расти число магазинов. Нельзя ли об этом подробнее?

ВАЩЕНКО. Задачи, стоящие перед отраслью сегодня, очень большие и во многом новые. Рост розничного товарооборота составит 33,5% при 16% в одиннадцатой пятилетке. Будет заметно расширена сеть магазинов, ее прирост в 2,7 раза превысит темпы предыдущих пятилеток. Взят курс на строительство крупных магазинов с универсальным ассортиментом товаров. Они будут размещаться прежде всего в крупных жилых массивах. Именно здесь сосредоточится продажа товаров повседневного спроса.

Реализация же предметов гардероба, сложных технических товаров больше будет вестись в крупных специализированных магазинах общегородского назначения. В таких магазинах можно обеспечить наибольшую полноту ассортимента, предложить покупателю сопутствующие товары и дополнительные услуги, в том числе по установке сложных приборов на дому, их доставке, наладке и т. д.

Особое внимание уделяется развитию универсамов.

Разумеется, все это дополнится развитием других форм торговли: продажей товаров по предварительным заказам населения с доставкой на дом, посылочной торговлей, развитием мелкорозничной сети и продажей через автоматы, особенно в местах отдыха, на вокзалах, там, где это удобно людям.

Следует подчеркнуть, что дальнейшее развитие торговли связано прежде всего с насыщением рынка необходимыми людям высококачественными товарами. Сегодня в гардеробе среднестатистического жителя страны насчитывается около 20 предметов, в том числе 6-7 пар обуви. И в то же время в продаже сейчас остро недостает отдельных изделий, особенно для детей и, пожилых людей.

С учетом конкретных нужд определенных групп покупателей составляется заказ торговли на производство товаров.

В результате выполнения Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и системы услуг населению на 1986-2000 годы в ближайшие годы дефицит по основным товарам, особенно массового спроса, будет безусловно преодолен. Он преодолевается уже сейчас. Поэтому возрастает значение хорошо организованной торговли, на что и направлены проводимые в отрасли мероприятия по развитию материально-технической базы, совершенствованию хозяйственного механизма, повышению ответственности и самостоятельности коллективов предприятий торговли и общественного питания.

КОРР. Партия взяла курс на бескомпромиссную борьбу с пьянством и алкоголизмом. Сокращается продажа винно- водочных изделий. Это поставило перед работниками торговли непростые задачи по перестройке работы. Как она ведется? Учитываются ли в плане товарооборота доходы от продажи спиртного?

ВАЩЕНКО. В соответствии с постановлениями партии и правительства по борьбе с пьянством и алкоголизмом, мы стали меньше продавать спиртного. Так, за 1985 г. продажа алкогольных напитков сократилась на 18%, в том числе по водке и ликеро-водочным изделиям - на 14%, по вину виноградному - на 17%. по коньяку - на 10%, по шампанскому - на 10%, по вину плодово-ягодному- на 29%. Тенденция сокращения продажи этих напитков сохраняется и в 1986 г.

При подведении итогов учитываются не доходы, а продажа товаров. В 1986 г. при планировании товарооборот определялся общим объемом, в том числе без реализации алкогольных напитков, а с 1987 г. объем товарооборота устанавливается без учета их продажи.

На начало 1986 г. число магазинов по продаже алкогольных напитков сократилось на 129,6 тыс., переспециализировано 40 тыс. магазинов, в половине из которых продают сейчас соки и безалкогольные напитки.

Мы приняли меры по возмещению потерь от уменьшения реализации алкогольных напитков. Потери удалось компенсировать в Литве, Латвии и Эстонии.

В других же местах меры оказались недостаточными.

Активизирована работа по расширению сети магазинов, реализующих товары, предназначенные для организации досуга населения. Только за II полугодие 1985 г. в городах открыто 60 магазинов "Сделай сам". Повсеместно открываются магазины "Товары для спорта и туризма", "Товары для сада и огорода", особенно в Белоруссии, РСФСР и на Украине. Сеть таких магазинов в 12-й пятилетке получит дальнейшее развитие.

КОРР. Не приходилось ли вам наблюдать, как иной раз совсем молоденькая продавщица обращается с покупателями грубо, пренебрежительно. Откуда это? Какая борьба с этим ведется?

ВАЩЕНКО. Видеть приходилось, и довольно часто... Я думаю, что прежде всего это недостаток воспитания, и подчас у обеих "сторон".

Сейчас в торговле остро недостает работников массовых профессий, особенно продавцов. Причины такого положения, надеюсь, понятны: труд во многих магазинах тяжелый, товары приходится носить вручную, поэтому профессия продавца теряет престижность. Нередко на работу в магазины приходится принимать не совсем подготовленных людей, потому и возникают конфликты...

Улучшение воспитательной работы и подготовки кадров в ПТУ и техникумах должно выправить создавшееся положение. Одним из важных рычагов улучшения подбора и расстановки кадров является проведение аттестации. В последние два года ее прошли 286 тыс. человек, из которых 2,5 тыс. признаны не соответствующими занимаемой должности, а 11 тыс. работников повышены.

Сейчас мы разрабатываем меры по переподготовке специалистов и руководителей всех уровней, пересматриваем программы учебных заведений и курсов.

КОРР. Как торговля изучает спрос покупателей? Помогает ли это в борьбе с затовариванием ненужной продукцией, в ликвидации дефицита?

ВАЩЕНКО. На оптовых базах, в торгах, крупных магазинах работают специальные службы изучения спроса. Они ведут планомерные наблюдения за определением потребности в товарах, обоснованием заявок и заказов.

В последнее время торговля больше стала изучать самого покупателя. Стали широко практиковаться опросы, выставки- продажи, показ новинок, покупательские конференции и другие мероприятия подобного рода. Это помогает нам лучше ощущать пульс рынка, своевременно улавливать перемены в запросах потребителей. А в 12-й пятилетке для учета движения товаров и изучения спроса населения заметно расширится использование ЭВМ.

Причем мы не ограничиваемся изучением только "текущих" изменений спроса. Наш научно-методический центр по этой проблеме - ВНИИКС - разрабатывает долгосрочные прогнозы спроса и товарооборота в увязке как с развитием научно- технического прогресса в производстве товаров, так и с нормами рационального потребления.

Однако в этом деле не все гладко. Ситуацию можно обрисовать так: спрос-то изучается, но все равно многое делается без спроса. Материалы о его изменениях, которые мы передаем в промышленность, зачастую рассматриваются как информация к размышлению, а не как руководство к действию и увеличению выпуска пользующихся спросом товаров, улучшению их ассортимента, повышению качества. А это расхолаживает часть наших специалистов. Они теряют вкус к глубокому изучению спроса, больше ориентируются только на колебания конъюнктуры, а ведь сейчас значение этой работы резко возрастает. И от торговли, и от промышленности требуемся действительно гибкое и своевременное приспособление к изменениям спроса населения.

Принятые недавно меры по совершенствованию хозяйственного механизма, в том числе во взаимоотношениях торговли с промышленностью, серьезно повышают ответственность торговых организаций за правильное определение потребностей в заказах. Но вместе с тем повышается ответственность и поставщиков за полное и точное выполнение договоров.

Значит, изучать спрос и вести дело с учетом его изменений надо и тем, кто производит, и тем, кто торгует. Для этого создается общегосударственная система изучения и, подчеркну, формирования потребностей и спроса населения на товары народного потребления и услуги. Минторгу СССР отводится в этой работе одна из ведущих ролей.

* Общий объем розничного товарооборота государственной, кооперативной (включая общественное питание) и колхозной торговли в 1985 г. составил 332,7 млрд. руб. (в фактических ценах).

* На конец 19.84 г. на предприятиях розничной торговли и общественного питания страны трудилось 7592 тыс. человек.

* 26 млн. часов сэкономили посетителям ленинградские кулинары, благодаря созданию в городе сети специализированных предприятий быстрого обслуживания.

Смотрите также: